У вас неправильные струбцины

Я пришел в гитарное дело с улицы, без особого бэкграунда, — никакой тебе работы подмастерьем у старого мастера после школы, — поэтому с большим удовольствием подвергаю сомнению сложившиеся в нашем ремесле устои.

Один из таких устоев — использование отвратительных струбцин. Основная сложность в том, что он вездесущ: когда отвратительные струбцины висят в каждой мастерской, их легко счесть единственно возможным вариантом! Тем не менее, альтернатива есть. Я ее нашел, опробовал и описал ниже.

Что не так с обычными струбцинами 

Проблему отстойных струбцин я штурмовал много лет. Казалось бы, что там штурмовать — пошел да купил… Я и покупал, но все равно оставался недоволен.

Начинал я, как все. Что вы себе представляете при слове “струбцина”? По всей вероятности, стальную F-образную штуковину. Вот такую:

На фотке дорогущая немецкая Bessey, но я сперва накупил дешевого хлама в леруа-мерлене. Фотки из старых статей позволяют на этот хлам полюбоваться:

Вроде струбцины как струбцины — но как же я с ними намучился. Бесило все, начиная от веса (гриф с десятком струбцин весил как бронепоезд) и заканчивая небходимостью использовать прижимки — небольшие фанерные проставки между струбциной и гитарой, которые ставятся, чтобы ничего не помять. На фото выше они тоже есть.

(задним числом это кажется полным безумием: ну нафига использовать струбцины, которые даже не могут обеспечить деликатный зажим без дополнительных проставок? Но тогда эта мысль мне не приходила в голову)

Большой вес и необходимость в прижимках — общие недостатки всех металлических F-образных струбцин. Купленные мной к тому же иногда неконтролируемо ползли, а также отличались рифленой рукояткой из жесткого пластика. В очередной раз ободрав об нее ладони, я рассвирепел и решил, что пришло время купить что-нибудь поприличнее.

Вообще, когда меня не устраивает какой-либо инструмент, я меняю его на самый разумно-дорогой аналог из доступных на рынке. Так в нашей мастерской появились отвертки Wiha Picofinish, фрезеры DeWalt и Festool, кусачки Knipex, паяльники Quick и много чего еще. Всем этим оборудованием я очень доволен, и считаю, что решать такого рода проблемы деньгами выгодно: хороший инструмент служит так долго, что его цена, по сути, не играет роли, зато работа с первого дня идет с полным кайфом.

Поэтому я отправился за немецкими Bessey. Стоили они жутких денег: десяток струбцин сожрал весь мой бюджет, и я решил, что докуплю еще попозже.

У меня не нашлось картинки из мастерской, поэтому взял с сайта Bessey

Хорошо, что я не купил сразу тридцать штук! Новенькие F-образные “бесси” оказались ничем не лучше барахла из леруа-мерлена.

Рукоятки уже не рвали кожу, но проскальзывали по ней, будучи слишком гладенькими. Прижимки по-прежнему были необходимы. Но самая большая проблема обнаружилась позже: как выяснилось, если с вечера что-то этими струбцинами прижать — накрепко, без болтанки, — то к утру они самостоятельно снимались с детали, падая на пол.

Очевидно, что затянутые струбцины медленно ползли, но в какой момент усилие на них исчезало полностью? Хорошо, если они хотя бы часа по два висели после затяжки, а если полчаса? Не всякому клею столько хватит. Детально я этот эффект не стал изучать — и так было понятно, что стратегия “купи самое дорогое” в случае струбцин не сработала, и надо снова менять весь их парк.

Я даже звонил в представительство Бесси на предмет гарантии. Не помню, что у нас не сложилось. В конце концов, железка-то у струбцин один хрен гладкая — по ней что хочешь поползет. При покупке я списал эту странность на немецкий инженерный талант — ну знали же люди, что делали?.. — ан нет, то же говнище, ползут. Зато красивые очень, похожи на молотки из The Wall.

К этому моменту на ютубе появилась роскошная реклама струбцин Piher:

Я собрался было за этими пихерами, но тут наконец обратил внимание на свои сценарии использования струбцин. Гитарное дело в этом плане сводится к мелкой столярке. И вопрос “какие F-струбцины купить?” оказался неверен изначально.

Верный вопрос:
зачем вообще покупать F-образные струбцины?

Я шел к этому вопросу много лет. И судя по тому, что я вижу на верстаках у коллег, это еще относительно быстро :-)

Да, F-образные струбцины обеспечивают сверхсильное сжатие. Но зачем оно нужно? Мы своими рубанками добиваемся таких классных швов, что можно хоть двумя пальцами прижать, и все красиво склеится. При этом для достижения хваленой мощности сжатия F-тип делается чудовищно тяжелым, дорогим (металла-то дофига), и требует значительных усилий от мастера. Попробуйте как-нибудь зажать двадцать крупных струбцин подряд и не заработать мозоли.

Хуже того, F-струбцина не имеет никаких конструктивных ограничений максимального усилия. Поэтому ее несложно испортить чрезмерной затяжкой, если мышца позволяет. А главное - к деревяшкам ее вообще нельзя подпускать без тех самых “прижимок”, которые распределяют давление струбцины и не дают ей ничего помять.

Quick-Grip 

К счастью, я нашел альтернативу. Называется Irwin Quick-Grip.

Формально альтернатива называется “one-hand clamp”, и их делают все, включая тот же леруа. Но Ирвин — наиболее известный производитель, и очень качественный, по моему опыту. Я пробовал работать леруашным хламом, но он оказался еще подлее, чем пресловутые бесси…

Cначала я купил четыре мелких квик-грипа, распробовал их, — и вскоре перешел на квик-грип целиком, а F-образные струбцины распродал. Вот почему:

  • Квик-грипы очень легкие. Все они, кроме самой мощной серии (XP) спокойно позиционируются и затягиваются одной рукой. То, что гитара с гроздью струбцин не напоминает своим весом штангу — тоже преимущество :-)

  • Усилие квик-грипа жестко ограничено конструкцией, при этом оставаясь достаточным для столярки. Это значит, что их невозможно перетянуть до повреждения детали. Штатные мягкие губки позволяют использовать квик-грипы без прижимок.

  • На зажим квик-грипа требуется меньше места, чем на зажим F-образной струбцины: даже стоящие вплотную квик-грипы можно прилично затянуть. Кроме того, рукоятка квик-грипа отведена от оси сжатия, и во многих случаях эти рукоятки можно расставить веером, чтобы оставить побольше места для кисти руки.

  • Квик-грип не поворачивает и не сдвигает детали, в отличие от большинства струбцин с винтовым зажимом. В целом, сжатие квик-грипа ощущается как естественное — все равно что пальцы свести.

Классификация квик-грипов 

Квик-грип выпускается в четырех размерах. Слева направо: XP, обычный, Mini, Micro.

Я опишу каждый размер, начиная с самого мелкого.

Micro 

Почти игрушечный инструмент. Конструкция хлипкая, губки заметно люфтят, сила сжатия мизерная. Поэтому у меня таких струбцин всего две.

Этот размер пригождается для фиксации самых мелких деталей, вроде отломанного куска стенки темброблока:

alt text

В большинстве таких случаев можно обойтись мелкой прищепкой, но квик-грип позволяет дозировать усилие и гораздо шире раскрывается. Тем не менее, использую очень редко. Стягивать склейки с помощью “микро” бессмысленно, а быстро что-то прихватить можно и другими инструментами.

Mini 

Самая ходовая струбцина в мастерской. Мы их купили уже, наверное, десятка три, потому что много струбцин не бывает, а от этих “ирвинов” только хорошие впечатления.

“Мини” пригодятся всегда. Приклеить накладку:

Подклеить деку акустики:

Мне кажется, квик-грипы мини — идеальная замена spool clamps, которые обычно используются для сборки акустических корпусов. Они, конечно, подороже, но намного удобнее и универсальнее.

Можно и просто гриф склеить:

Или прихватить шаблон к корпусу, а из второй пары струбцин сделать “ножки” на другой его стороне:

Это самый полезный, универсальный и востребованный размер квик-грипа и струбцин вообще.

Обычный Quick-Grip (medium duty) 

Первая реально мощная струбцина в линейке ирвина, сравнимая по силе с металлическими F-образными. Этот размер дороже и тяжелее “мини”. Для серьезных склеек он подходит идеально. Мы часто смешиваем “мини” и обычные ирвины в одной склейке, потому что в столярном деле они, в общем, взаимозаменяемы:

Но если склейка локальная, и позволяет разместить одну-две струбцины, то обычный квик-грип, как правило, предпочтительнее “мини” — жмет сильнее, люфтит меньше. При этом он все еще не может ничего помять.

alt text

Кроме того, квик-грип из-за своего крупного прямоугольного корпуса очень удобен как своего рода переходные тиски. Вот я фиксирую заготовку под порожек в квик-грипе, потому что губки моих тисков слишком широкие для таких мелочей, а у квик-грипа они в самый раз, и не мешают шуровать по заготовке напильником:

А вот голова грифа, зафиксированная квик-грипом на столе станка под 90 градусов:

Кроме того, жесткость квик-грипа позволяет хватать детали даже кончиками губок, что очень полезно, например, для вынимания датчиков, зажатых усыхающим корпусом:

Не пробуйте исполнять этот трюк с F-образной струбциной…

XP (heavy duty) 

Монструозная струбцина, самая крупная в линейке и обладающая огромным запасом мощности, перекрывающим любые столярные задачи.

Для мелких склеек она глубоко избыточна, зато отлично подходит для склеек заготовок корпусов:

Но этим ее ценность не ограничивается. XP бывают очень длинные (в принципе, можно вставить длинную балку и в “мини”, но ее надо искать, а тут купил и работаешь). Это бывает полезно при работе с акустическими корпусами. Вот я поджимаю обечайку, которая изменила форму после отклеивания куска верхней деки — возможность мягко дозировать усилие тут как нельзя кстати:

Приклеить каблук, или гриф целиком, как на фотке, — тоже милое дело:

Короче, это не самый ходовой тип, но иметь в мастерской 3-4 “экспи” очень даже полезно. На мой взгляд, они гораздо удобнее F-образных струбцин сопоставимого размера.

В заключение этого раздела положу еще несколько фоток с разными квик-грипами:

Долговечность 

После всех моих приключений с поиском идеальных струбцин это был едва ли не главный вопрос: насколько квик-грип, с его пластиковым корпусом и относительно сложным механизмом, долговечен? Не потрескается ли корпус? Не начнет ли струбцина ползти прямо на заготовке? Денег-то стоит прилично.

Я активно пользуюсь квик-грипом больше семи лет. Докладываю: все замечательно. За простой квик-грип и XP-серию я бы вообще не переживал; в основе там двутавровая балка, и отказ механизма трудно себе представить. Серия “Микро” тоже не представляет интереса, потому что слишком мелкая и бесполезная.

А вот с “мини” история чуть похитрее. В их основе не двутавр, а простой стальной стержень, и если очень много пользоваться струбциной в одном и том же диапазоне, можно заметить, как металл стержня располировывается об зажим и начинает едва заметно проскальзывать. Впервые я с этим столкнулся после пяти лет пробега — причем, для контекста, этими струбцинами у нас прессуют лады, а грифов на переладовку около ста в год… Признаю: при такой нагрузке “мини” все-таки портятся. Другой вопрос, что мне удалось их починить, зашкурив стержни сотой наждачкой, и с тех пор проблема не возвращалась.

Я считаю, что ирвины отработали каждый потраченный на них рубль, и никогда больше не стану работать более традиционными струбцинами, если не буду вынужден.

Пара слов об аналогах 

Однорукие струбцины в стиле квик-грипа сейчас выпускают все. Я, кроме ирвина, успел попробовать только хлам из леруа-мерлена, и категорически не рекомендую с ним связываться.

Приличные бренды, типа Bessey, Wolfcraft, Stanley — наверное, имеют право на существование, просто я в них не шарю. А ирвином пользуюсь давно.

Тем, кто нацелился на другие бренды, рекомендую перед покупкой отковырять боковую крышечку и глянуть, как устроен механизм. У леруашного хлама слабые места пластикового корпуса были очевидны; у ирвина, наоборот, все упоры сделаны так, чтобы там было нечему ломаться. Следует удостовериться, что ваши струбцины в этом отношении больше напоминают ирвин, чем хлам.

Вспомогательные струбцины 

При всем своем великолепии, квик-грип много чего не может. Главная его проблема — в малом вылете. Причем есть “малый вылет” в общечеловеческом смысле, а есть “малый вылет” с точки зрения гитарного мастера, которому нужно подставки клеить :-)

Начнем с первого. Когда мне нужен вылет на уровне типичной F-образной струбцины, я беру Bessey Kliklamp:

Они волшебные! Не весят почти ничего, позволяют точно дозировать усилие, не крутят детали, имеют на нижней губке шарнир, что удобно при зажиме трапеций. Именно кликламп я обычно использую, когда нужно прихватить что-нибудь к верстаку, чтобы не елозило:

Опять же, они намного удобнее F-образных с винтами. И служат уже больше десяти лет.

Если же нужно что-то прихватить в акустике, я использую стюмаковские U-образные струбцины, или деревянные Pinie:

Для дальних углов корпуса имеется также алюминиевый монстр, сделанный на заказ:

Половинки монстра соединяются, когда одна из них уже внутри гитары, иначе не влезает. Подробнее — в отдельной статье.

И, конечно, в мастерской есть куча других приспособлений для стяжки: силиконовая трубка, гравитация, старые-добрые руки, наконец… Разве что прищепки как-то не прижились, потому что ими обычно только клеят контробечайки, а изготовлением акустик мы не занимаемся.


А F-образная винтовая струбцина, с которой все началось — такая, ага, —

… в мастерской одна. И используется она для разгибания гнутых тюноматиков, потому что мелкий ирвин для этого слабоват, а крупный не помещается.

В общем, я совершенно убежден, что винтовые F-образные струбцины для гитарной мастерской — далеко не лучший выбор. Понятно, что качественные струбцины стоят дорого, а из некачественных F-тип кажется наиболее предсказуемым. Только я все же не рекомендую экономить таким способом: нормальные струбцины живут десятилетиями и ими приятно работать, а пресловутый леруашный хлам бесит с первого дня и склонен ломаться.

Очень рекомендую попробовать ирвин. К отстойным струбцинам все привыкли, но пользоваться ими не обязательно. Это едва ли не главное мое открытие по части обустройства мастерской за всю карьеру.

Не верите мне — поверьте хоть Фрэнку Форду.

МТ
17 августа 2024