Простой ремонт отошедшей окантовки грифа
Началось все с поста в ру_гитаре. От грифа красивого Heritage отклеилась окантовка: вылезшие лады натянули ее так сильно, что она потрескалась и отошла от грифа.
Если быть точным, это не лады вылезли, а накладка сжалась, — потому что усохла. Лады же просто сохранили изначальный размер. Так что запланированная при изготовлении ширина грифа всегда определяется ладами, а не накладкой.
Интересно, что кант отошел только у самой пятки грифа. В районе первой октавы по краям ладов появились характерные бугорки на пластике, но ничего более. Объясняется это просто: в конце грифа большая плотность ладов, и потому давление на кант тоже больше, вот он и отвалился. Таким образом, окантовка даже в не пострадавших местах натянута, и как она себя поведет в будущем, никто не знает. Вот почему на свой ремонт я не дал никакой гарантии.
Когда мы с владельцем гитары обсуждали, как чинить гитару, я предложил ему два варианта решения проблемы:
Вынуть лады (сами по себе живые), прижать и проклеить кант по всему грифу, выстругать накладку, поставить и обработать новые лады, дать пятилетнюю гарантию и взять много денег.
Тем или иным способом убрать трещины, не вынимая ладов, сами лады шлифануть, гарантию не давать, денег взять в три раза меньше.
Остановились мы на втором.
Прежде чем перейти к описанию ремонта, приведу здесь нечеловечески прекрасный комментарий одного из читателей ру_гитар, подобранный под все тем же постом:
я бы делал так:
- хвостики ладов отрезать дремелем,
- кант нагреть феном
- клей.. можно попробовать гелевый цианокрилат/ацетон(по вкусу и в зависимости от материала канта).
- плоскими станочными тисками притянуть кант к накладке с обеих сторон.
- надфилями/циклями/точилками/скальпелями доводить уже все после склеивания…
Совершенно дикая дичь, как и подобает рассуждениям о гитарном ремонте под рандомными постами. Например, рекомендация использовать дремель для обрезания торчащих ладов. Любой, кто хоть раз работал отрезным диском дремеля, знает, что таковой диск в принципе нельзя подпускать к столь нежной материи, как целлулоидный кант. Потому что если чуть заденешь, то все, ку-ку (упражнение про яйца было придумано как раз для таких случаев). А места там на грифе всего ничего, при том, что отрезать лад надо так, чтобы не осталось щели между кантом и краем лада. Если уж так делать, то это работа не для человека, а для очень точного станка. Кроме того, лад при резке диском нагреется и расплавит натянутый кант. И еще горячая абразивная пыль, окончательно засирающая и без того не слишком хорошо сохранившийся пластик.
Или вот: СТАНОЧНЫЕ ТИСКИ. Притянуть окантовку станочными тисками. Ааааааа. Обычно это такая здоровая чугунная дура, которая весит как три гитары. Справедливости ради, они бывают и мелкие, размером с ладонь, но все равно это крайне странный выбор инструмента. Есть же струбцины, и с ними никаких мучений не ожидается:
Серые полоски - это толстый жесткий полиэтилен, к нему не липнет клей. Вместо него можно использовать любой материал, защищенный от клея (например, обмотанный изолентой и обмазанный сверху восковой пастой). Кстати, воском я тщательно замазал все, что находится под полиэтиленом - там голый лак, и не дай бог на него капнуть супера.
Как видно, окантовка отлично прижимается к ладам. Я и не подумал обрезать их края. Гораздо гуманнее будет заделать щели. Тем более, тут черное дерево, которое очень однородно по цвету и потому легко шпатлюется.
Когда-то давно я выравнивал гриф одному ибанезовскому басу. Он был чудовищно кривой, но строгать его было нельзя, потому что независимо от направления рубанка дерево жутко задиралось и трескалось. Так что пришлось обходиться наждачкой. Я этот гриф шлифовал, наверное, часа три. Побочным продуктом этого процесса стала баночка с чернодеревянной мукой, которой я пользуюсь до сих пор.
Насыпаю в щели деревянную пыль, утрамбовываю ее.
Выметаю лишнюю пыль маленькой кисточкой и осторожно проливаю щели текучим суперклеем:
Пыль сильно усаживается от пропитывания, так что я повторяю последние шаги еще несколько раз.
Когда трещины явно заполнятся, капаю на все это дело пару капель активатора и через минуту снимаю струбцины. По нижнему краю канта идет трещина, там видна темная грязь - это вылезла деревянная пыль. Я с ней ничего делать не буду вообще. Потому что это и без того самое незаметное место гитары, а уж когда на ней стоит пикгард… На другой стороне грифа такой трещины нет, повезло.
Сомнительное решение в целом. Чем допускать такие компромиссы, стоило бы:
- заблаговременно прогрунтовать прозрачным супером эту трещину снизу…
- или же использовать густую эпоксидку с чернодеревянной пылью, которая вряд ли протекла бы до дна.
Ну, дело прошлое. 2013-й год, в конце концов, был давно. Навальный тогда в мэры Москвы баллотировался, прикиньте.
Начинаю очищать кант. Циклюю, подрезаю стамеской и лезвиями.
А потом можно и лады шлифовать. Вот, готово:
Тут, правда, кажется, что лады не доходят до канта. На самом деле это не так, просто из-за полировки отблеск слегка сместился. Вот тут видно лучше:
Или тут:
С этой гитарой все.
МТ5 апреля 2013