Ремонт верхней деки Taylor Baby
Гитара гастрольная, боевая, вот ее и стукнули. Дека потрескалась:
Сбоку тоже все разъехалось:
А на верхней деке, помимо заметных трещин, есть еще одна, секретная, у самого края. На самом деле она идет почти на всю длину деки в этом месте.
Фундаментальный вопрос при работе с подобными трещинами — можно ли обойтись их склейкой или их нужно обязательно реить, то есть вставлять заплатки на поврежденные места.
Основное достоинство рейки - то, что с ее помощью к усохшей деке добавляется ширина. Когда трещины возникают от сухости, а не от удара, стянуть деку обратно возможно не всегда. А даже если возможно, - еще не факт, что нужно. Следующей зимой дека может заново треснуть в той же области, потому что дерево осталось растянутым усушкой. Рейка же не вносит дополнительных напряжений в уже разошедшуюся деку.
Дека на тейлоре разошлась от удара, однако и это не гарантирует идеального схождения трещин. Освободившиеся от клеевых швов деревяшки часто начинают жить своей жизнью из-за внутренних напряжений. Лучший пример такого поведения - снятие накладки с грифа. После разделения этих двух деталей их габариты более не совпадают идеально.
Покопавшись, я пришел к выводу, что в данном случае дека сходится хорошо, но при этом не попадает в габарит, заданный обечайкой. Кроме того, кончики двух пружин в пострадавшей области отклеились.
Чтобы починить корпус, пришлось его сперва еще немного поломать:
Этот кусок деки и так еле держался. Сняв его, я сильно облегчил дальнейшую работу. Заметьте еще, что на бейби-тейлоре нет верхних контр-обечаек: дека клеится без дополнительного усиления. Это очень наглый ход со стороны Тейлора, и прочности он явно не добавляет.
А вот главная особенность этой поломки:
Обечайка, отцепившись от деки, изогнулась - и вот поэтому дека со сжатыми трещинами не попадает в ее габарит.
Один из самых удобных инструментов для ремонта акустик - однорукая струбцина Irwin Quick-Grip XP. Она позволяет очень точно дозировать усилие, не боится вибрации и не требует дополнительных прокладок. Отлично подходит, чтобы притягивать каблук грифа к корпусу. Или чтобы плавненько поджать обечайку до нужной позиции:
Заодно оцениваю положение: дека отошла на значительной части периметра.
Клею на тайтбонд. Строго говоря, это не лучший выбор для старых швов, но де-факто это стандартный выбор в подобной ситуации. На фотках выше прекрасно видно, что линия шва не идеально ровная. Много где отошли мелкие щепочки. Они обеспечат дополнительное сцепление.
Дополнительная струбцина используется для подклейки кончика пружины.
Теперь надо вернуть на место оторванный кусок деки, а заодно подклеить еще одну выпирающую пружинку.
Резонаторное отверстие мне нужно для другого дела, поэтому пружинка ставится на место следующим образом (к счастью, нижняя контр-обечайка у этого тейлора есть). Палочка останется в гитаре на время приклейки куска деки.
В резонатор же полезет вот такой монстр:
Я его когда-то заказал на ювелирном заводе. У него вообще-то два сустава, а не один, но фаланги снимаются, что позволяет адаптировать монстра к конкретной задаче. Конструкция стырена вдохновлена Фрэнком Фордом.
Кусочек МДФ обмотан алюминием, чтоб не прилипал. Его габарит подрезается так, чтобы он полностью занял пространство между пружиной и краем деки:
Монстр собирается из двух половинок, когда нижняя уже внутри гитары (два черных винта возле резонатора). Сама склейка не сложнее предыдущих:
А дальше все как обычно: прибраться, чуть шлифануть и обновить лак.
Цвет слегка поплыл, но мы решили не перекрашивать деку целиком. И правильно: через полгода гитару снова стукнули на гастролях. Да так, что ее даже до мастерской не донесли. Очень хрупкая штука оказалась. Live fast, die young.
МТ13 апреля 2020