Углубляем паз под косточку вручную и строгаем подставку
Нарядный “вошберн” принесли с обычной проблемой - чрезмерной высотой струн.
Действительно, высоковато: около 3,5 и 2,7 мм над двенадцатым ладом у шестой и первой струн соответственно.
Надо заметить, что акустика отнюдь не простая. Смотрите, какое у нее выдающееся пузико. Продольная выпуклость тоже есть.
Это не неисправность, все так и задумано. Фактически, это джазовая гитара в форме вестерна. Помимо традиционной выпуклой деки, об этом говорит и схема пружин: их две, зато они очень толстые и проходят по всей длине корпуса. Совсем как на какой-нибудь “банке”.
Справа - Harmony Monterey, но те же две пружины есть практически в любой джазовой акустике, от гибсонов до орфеев.
Такие же пружины отлично видно через резонатор и в нашей, на первый взгляд вполне обычной, акустике:
Итак, нужно опустить струны. Гриф прямой, верхний порожек подпилен. Менять угол грифа на акустике с вклеенным грифом - крайняя мера, здесь не целесообразная. Остается править высоту струн на бридже.
Простейший и самый распространный вариант решения этой задачи - уменьшить высоту косточки (то бишь нижнего порожка). Но на данной гитаре это не сработает: косточка и без того низкая. Если ее подточить, она сравняется с подставкой и струны на ней просто не перегнутся.
Поэтому есть вариант посложнее - подрезать не только косточку, но и подставку. В этом случае угол перегиба никуда не денется.
Но на нашем “вошберне” и этого мало! Если снять с подставки часть высоты, то глубина паза уменьшится до неприемлемой, и косточка будет наклоняться вперед под натяжением струн. Немалую роль тут играет толстенный пьезодатчик, лежащий под косточкой и крадущий пару-тройку миллиметров глубины паза:
Таким образом, нужно углубить паз - сохранив ровность его дна, иначе поедет баланс струн на пьезе, да и некультурно будет, - и снять несколько мм с подставки.
С подставкой все понятно. Но как правильно углублять паз?
Фрезером? Но дека сильно надутая, ни один шаблон на ней не держится. Можно шаблону приделать ножки из деревяшек, шпаклевки, полиморфуса, глюгана и чего угодно еще - это да, работает. Только получается долго и не особо надежно.
Я воспользовался старинным методом - снял лишний материал острой стамеской, идеально подходящей по ширине паза. Стамеска на 2,9 делается легко: нужно взять стамеску на 3 и подшлифовать на гриндере. Не стесняйтесь модифицировать инструменты. И, конечно, я не имел в виду, что стамеской надо работать традиционным образом. Нет, дно паза скребется ее кончиком, как циклей:
По записи можно заметить, что я не уверен в своих движениях, гитара ходит ходуном и т.д. Для меня это тоже выглядело как крайне авантюрная затея. Поэтому я предполагал, что сниму процентов семьдесят материала стамеской, а остальное плавненько доведу всякими мелкими напильниками, более прицельной подрезкой и т.д. Чтобы точно ничего не прошляпить.
Представляете, как я офигел, когда обнаружилось, что дно паза после выскребания стамеской пары миллиметров глубины - практически идеально ровное? Вот. И у меня на эту работу ушло минут пять. Я думал, что хоть пьеза-то должна разбалансироваться, но нет - все струны зазвучали одинаково.
Поэтому я в очередной раз напишу: осваивайте ручные инструменты. Иногда они гораздо эффективнее, чем электрические.
Дно паза коснулось деки, хотя со стороны тонких струн осталось немного палисандра:
Что ж, теперь более понятная работа:
Надо присматривать за направлением волокон и задирами на древесине. Неверное направление рубанка в сочетании с косослоем может жутко рвануть деревяшку и даже чего-нибудь от нее отколоть. Но тут все идет как по маслу.
Внезапно докапываюсь до белой точечки (слева от отверстия первой струны):
Что за точечка, откуда? Оказывается, это кончик шканта. Производители часто сажают подставки на шканты или шурупы, но мало кто готов не выводить их наружу. Вошберну удалось.
Спрятал я это пятнышко так же, как скол на палисандровой накладке - присыпал древесной пылью и капнул клея.
После рубанка все как обычно: мягкие шкурки, рассверливание отверстий под пины, еще немножко шлифовки и воск. В данном случае я добавил также небольшие углубления под струны, чтобы увеличить их угол перегиба на пороге.
Гитара собралась без нареканий и отлично играет.
МТ24 октября 2017