Улучшение бриджа на Mustang, Jaguar, Jazzmaster и Jag-Stang
Чем руководствовались на “фендере”, когда проектировали бридж для моделей, перечисленных в заголовке поста (в дальнейшем “оффсетов”) - для меня загадка. Конструкцию его опор иначе как идиотской не назвать.
Эти опоры издалека похожи на опоры тюноматиков, - но не имеют резьбы, а просто вставлены во втулки-стаканы. Для регулировки высоты применяются установочные винты, сидящие на резьбе внутри опоры и упирающиеся в дно втулки. И что же с этим не так?
А то, что опоры садятся во втулки с огромным зазором. Разница диаметров такова, что что бридж в этих втулках жутко болтается. Одним неаккуратным движением руки можно сбить мензуру миллиметра на два.
Часто встречается мнение, что бридж был специально сделан болтающимся, чтобы двигаться вместе со струнами при работе тремоло. Очень может быть. Только вот на практике эта концепция не работает и никогда не будет. Струны ведь не приклеены к бриджу, а просто лежат на нем, да еще и обладают разным коэффициентом трения. Поэтому полагаться на то, что все шесть струн будут вести себя одинаково, я не готов. Куда разумнее было бы жестко зафиксировать бридж и обеспечить минимальное трение на седлах: именно так работает система из роликового тюноматика и бигсби. Или классический Kahler. Или Mastery, о котором ниже.
А еще многие музыканты не пользуются тремоло. И им это шатание бриджа вообще ни к чему, выходит.
Я никогда в жизни не видел оффсета с классическим бриджем, у которого все было бы хорошо. Может быть, отдельные джедаи и располагают методами, с помощью которых можно заставить машинку работать как положено. Но я - не встречал. И нареканий на бриджи от музыкантов очень много. Строй теряется, струны ситарят, мензура уплывает. В общем-то, с этими бриджами тьма проблем даже помимо несоответствия диаметров втулок: например, седла классического джазмастера совершенно не дружат со струнами слабого натяжения типа 9-42.
Самое лучшее, что можно сделать с родным бриджем оффсета - заменить его на хипстерский бридж Mastery.
Он прекрасно сконструирован, садится в штатные фендеровские втулки с минимальным зазором (есть версии на американца и на японца, у них разные втулки) и очень украшает гитару. Но стоит он чудовищных денег, да и продается - на момент написания поста - только за бугром.
А нам-то надо здесь и сейчас. И подешевле.
Поэтому не прекращаются попытки как-нибудь устранить шатание бриджа на оффсете. Чаще всего надевают термоусадочную трубку; я тоже раньше надевал, и да, мне стыдно. Регулярно встречается намотанная вокруг опор бриджа изолента или фольга. Конечно, это все не то. Шатко, ненадежно. Не хочется туда пихать ничего, кроме металла. Но почему-то металлических трубочек с нужными внешними и внутренними диаметрами никто не продает. Хотя предприимчивый токарь легко заработал бы некоторое количество денег, продавая такие трубочки в тематических сообществах. Ау, токарь!
Внутренний диаметр втулок японского оффсета - 8 мм. Диаметр опор - 6 мм.
Стало быть, нужно нарастить миллиметр по радиусу. Разумеется, сразу хочется найти где-нибудь втулку с соответствующими диаметрами. Или человека, который такую втулку выточит.
У меня пока нет токарного станка. Зато есть куча латунных трубок разных диаметров из леруа-мерлена. Или из ОБИ, или из крепмаркета. Короче говоря, их легко купить в крупном строительном магазине, стоят недорого. Я покупаю просто на всякий случай, авось пригодятся.
Случай настал, когда в мастерской возник очередной джаг-станг. Я понуро шевелил его бридж туда-сюда, и тут до меня дошло, что нужная мне втулка не обязательно должна быть какого-то определенного диаметра.
Среди моих трубочек нашлась одна с внешним диаметром 6, а внутренним около 5,1—5,2. То есть толщина ее стенки составляет чуть меньше 0,5 мм.
Я отпилил от нее бор-машинкой пару кусочков, предварительно сделав продольный разрез:
Дальше их надо слегка разогнуть, расширить, чтоб налезли на опоры бриджа. Для этого я пользовался сверлами на 5,5 и 6 мм: просто набивал втулки на хвостовик. Латунь и сосна много мягче любой стали, так что за сверло в данной ситуации можно не волноваться.
В таком духе:
Прежде чем надевать втулки, пришлось снять маленькие наплывы хрома с краев опор:
Первая пара надета. Диаметр опор увеличился до 6,9 мм. Приятно, что втулки слегка подпружинены вокруг центра и плотно обхватывают опоры.
Вторая пара расширяется до 7 мм и надевается точно так же. Втулки закрывают больше 2/3 окружности, так что сидят очень надежно.
Поставил бридж обратно. Теперь он шатается не больше, чем стандартный тюноматик.
Бридж нормально регулируется по высоте. Втулки можно заметить снаружи, но в глаза они не бросаются. В собранном виде:
Процедура занимает минут 15, а радости на всю жизнь.
МТ2 февраля 2015