Устранение люфта бриджа Ibanez Gibraltar III
Вот смотрите, какой удивительный у ибанеза бридж:
Болтается не только бридж на опорах, но и сами опоры во втулках. Общий люфт получается совершенно запредельным, как на фендеровских оффсетах, - с той важной разницей, что оффсетовский бридж хотя бы не гуляет поперек струн, а ибанезовский - еще как гуляет.
Натянутые струны в значительной мере противостоят продольному люфту бриджа, прижимая его в одну из сторон, а вот поперечный люфт никуда не девается. Конечно, без сильного нажима бридж под струнами вряд ли куда-то сдвинется. Но зачем нам такая нежная конструкция? Жесткая посадка всегда предпочтительнее. Я бы еще понял, если б речь шла о джазовой банке с архаичной деревянной подставкой, но люфт на прикрученном к корпусу бридже - нонсенс.
Гитара, показанная на видео, приехала в мастерскую с жалобами на потерю строя. Проверил - действительно все время ползет, причем в разные стороны: например, через пару минут игры третья струна ушла наверх, четвертая вниз. Всего на пару центов каждая, но кварты-то уже не звучат как надо. К колкам не придерешься, струны намотаны культурно, порожек приклеен, расточен и смазан. Остались только две подозрительные штуки: люфт бриджа и люфт феррулов (то бишь втулочек сквозного крепления струн). И если втулки перевклеить - дело совсем простое, то с бриджем есть нюансы.
Одно из решений предложено фирмой TonePros - они продают тюноматики, дополненные двумя установочными винтиками. С их помощью после регулировки высоты бридж фиксируется на опорах:
По старой доброй традиции нам обещают, что это улучшение раскроет потенциал инструмента, удлинит сустейн без регистрации и смс, и все такое прочее. Ну да бог с ним. Одно уменьшение люфта - уже хорошее дело. А тонпрос-тюноматик, к тому же, не сваливается с гитары, когда на ней нет струн (“гибралтару” эта проблема не грозит).
Я считаю, что тонпрос - это хорошо. Но не отлично, и вот почему.
Все дело в расположении установочных винтиков, а также в общей конструкции тюноматика. Действительно, люфт между бриджем и его опорами на тонпросе исключен. Но болтание опорных винтов во втулках хоть и уменьшается, но не устраняется полностью. Иногда именно эта проблема - основная причина подвижности бриджа.
А ведь от этой недоработки очень легко избавиться. Если бы тонпрос проектировал я, я бы внес два небольших изменения в конструкцию: во-первых, расположил бы оси установочных винтиков не параллельно, а так, чтобы они стремились распереть опорные винты в разные стороны; во-вторых, слегка расширил бы отверстия под опоры бриджа в поперечном направлении.
В этом случае за счет “распирания” опорных винтов во втулках люфт получилось бы убрать целиком.
Если кто не понял - скоро будет еще одно видео, посмотрите.
Бридж Gibraltar - идеальный кандидат для проверки моих соображений. У него очень узкие стенки возле опор, поэтому ставить дополнительные винтики так же, как на тонпросе, просто нельзя - лопнет еще. Кроме того, отверстия под опоры у него не просто овальные, а открытые с одной стороны!
Поехали. Накалываю шилом места сверления:
Шило, кстати, заслуживает отдельного рассказа. Когда-то это была отвертка Wiha Picofinish. Я откручивал ржавый винтик и сломал ее шестигранный наконечник. Выбрасывать было жалко, так что я на гриндере заточил обломанный кончик под конус.
Вскоре оказалось, что такое шило оставляет царапины на хроме, стали и вообще на чем угодно. Там какой-то бешеный хроммолибден. И я его еще ни разу не перетачивал. Удобно!
Сверлить металл под большим углом - занятие тревожное, но только когда этот металл - не алюминий. Все прошло как по маслу.
На секунду испугался: неужели несимметрично просверлил?
Но потом оказалось, что это у бриджа мензурные винты стоят не по центру.
Нарезал резьбу:
Посадил нержовые винтики и побежал пробовать.
…стияСработало ИДЕАЛЬНО.
Добавить “тонпросовские” винтики к существующему тюноматику - дело совсем простое. Я охотно за это берусь. Всего-то и надо, что сверло, метчик и пара установочных винтиков М3. Были где-то фотки и про это, но я не смог их найти в архиве. Впрочем, все должно быть ясно и так.
Как уже было сказано, такой самодельный апгрейд на стандартном тюноматике не устраняет люфт полностью, но в целом, по соотношению трудозатрат и пользы, - очень хорош. Рекомендую.
МТ30 ноября 2016