Colossus, часть пятая: Fretless Bridge и что с ним не так

Можно сказать, что весь этот бас строился вокруг необычного, редкого и дорогого бриджа работы французского гитарного мастера Mike Sabre. Его инструментов я никогда не встречал, и мнения о них не имею. Но вот изготовление бриджей — явно не его сильная сторона, раз уж об этом пришлось писать отдельную статью.


Итак, DDP Fretless Bridge.

(отгравированная надпись — “Dominique Di Piazza”. Это имя басиста, для которого бридж был разработан)

В основе этого бриджа лежит интересная мысль: перенести источник “безладового” звучания с грифа на корпус. Безлад звучит как безлад, потому что струна фиксируется не в точке — на ладу, — а на некоторой площади. Спрашивается, можно ли “развернуть” струну безлада — т.е. оставить лады, но сделать на бридже как бы кусочек накладки вместо жесткого седла? Можно. Это фретлесс-бридж и есть.

Полного совпадения со звуком безлада такой бридж не даст. Во-первых, на безладе подушечка пальца слегка глушит струну, а на бридже этому эффекту взяться неоткуда. Во-вторых, два сантиметра седла — не то же самое, что длинная накладка. И в-третьих, конечно, — отсутствие безладового легато. Но эффект от использования бриджа все-таки есть, и еще какой:


Когда мне пришло письмо от Владимира со ссылкой на fretless bridge и вопросом — “я заказываю или сами можете такое сделать?” — я, ни минуты не сомневаясь, ответил “заказывайте”. Всякая работа с металлом требует совершенно отдельной подготовки, культуры и инструмента; у меня всего этого не было. Поэтому купить замороченный бридж непосредственно у его разработчика казалось наиболее разумным решением. Стоил он под триста евро, что тоже внушало уверенность в качестве.

Когда бридж приехал, оказалось, что никакого качества там нет.

Я занимаюсь гитарами много лет и повидал много отстойной фурнитуры. Фретлесс-бридж выделялся своим убожеством даже на ее фоне.

Тут дело вот в чем. Каким бы ужасным ни было китайское железо, его все равно делают люди, которые разбираются в работе с металлом. Проблема дешевого хлама исключительно в том, что заводу дали мало денег и тот начал кроить на всем подряд. Но сама конструкция, как правило, грамотная, да и хром лежит аккуратно. И уж точно все отверстия будут находиться на своих местах. Потому что культура и роботы.

C изделием французского лютье проблемы несколько иные. На гитаре-то оно выглядит неплохо:

Но если освободить пластину от симпатичного деревянного бортика, картина меняется.

На этом бридже нет ни одного ряда отверстий, просверленного ровно, и ни одной аккуратно сделанной детали — кроме, разве что, деревянной юбочки, которая нужна для красоты. А в качестве крепежа прилагается обычная оцинковка из хозмага…

Основание бриджа тонкое и мягкое, потому что сделано из трехмиллиметрового алюминия. Я могу его руками чуть-чуть согнуть, хотя она и пружинит обратно.

Это все можно пережить, но есть еще одна проблема, самая страшная: то, как бридж крепится к корпусу.

Отверстия под крепежные шурупы расположены ближе к переднему краю, чем к заднему. В сочетании с тонким алюминиевым основанием это абсолютно неприемлемо.

Чтобы разобраться, что в этом плохого, давайте посмотрим на типичные басовые бриджи. Gotoh:

Fender:

Hipshot:

Еще Hipshot:

Schaller:

Окей, достаточно. К чему я это все?

Обратите внимание на то, как на этих бриджах расположены крепежные отверстия: либо у заднего края, либо по всему периметру, включая и зад тоже. Это неспроста.

Басовые струны сильно натянуты, и вполне могут согнуть неудачно спроектированный бридж. Выглядит это так:

Внимание на щель в правом нижнем углу

Вот почему крепежные шурупы обычно расположены ближе к заднему краю бриджа — чтобы струнам сложнее было отогнуть его от деки.

Таким образом, конструкция DDP Fretless bridge — полнейший провал. Даже если допустить, что бридж не согнется под струнами необратимо, он точно будет пружинить под их натяжением — и вместо стабильной опоры под седлами получится какая-то рессора. А зачем нам рессора между струной и корпусом? Особенно когда сустейн баса и так может пострадать из-за деревянных седел?..


Короче, отказался я его использовать. Такое говно даже на китайца ставить стыдно.

Самое обидное, что бридж стоил бешеных денег, и я с таким бюджетом вполне смог бы изготовить более приличную версию — с латунью, черным деревом и грамотной конструкцией. Но кто же мог предположить, что приедет это позорище?! Эх, страдаю.

Однако, надо было что-то делать. Например, новое основание.

Каюсь: я долго искал небольшой кусочек латуни, а мне вместо этого предлагали какие-то огромные плиты под бюст Ленина. В итоге я плюнул и раскопал в мастерской кусок алюминия от какого-то старого проекта. Его и сдал на фрезеровку.

Латунь или бронза были бы лучше, хотя бы по эстетике, однако их не всякий фрезеровщик возьмется обрабатывать. А вообще, алюминиевые бриджи — обычное дело: у хипшота таких полно, например.

Два основных косяка — расположение крепежных отверстий и малую толщину, — я исправил. Сразу видно, кто кого:

Досверлил отверстия под струны. Поворачивать деталь на ЧПУ — замороченное дело, и я решил вместо этого сделать их вручную.

Вышло поровнее, чем у француза:

Заодно обнаружилось, что на оригинальном бридже центральное отверстие — не центральное. Примерно на 1 мм уползло:

Новое основание было настолько толстым, что его в любом случае пришлось бы немного утопить в корпус.

Поэтому я решил утопить его полностью, чтобы верхняя плоскость основания сошлась с плоскостью топа. После долгого позиционирования я фрезернул углубление. Кстати, шаблоном выступала алюминиевая плита, из которой бридж и вырезали :-)

Утоплена только пластина. А деревянный бортик я подрезал снизу, чтобы он вставал на поверхность корпуса, прикрывая края бриджа.

Такие дела.


У всех бриджей такого типа есть изъян, говорить о котором не принято: ситарные седла могут заметно ухудшать строй инструмента.

Струна в зависимости от позиции на грифе перегибается в разных точках седла; его поверхность сделана слегка закругленной, чтобы “безладовый” эффект был одинаковым по всему грифу. И, разумеется, из-за этого смещения точки перегиба съезжает мензура.

Обойти это практически невозможно. Уже после сборки баса мы столкнулись с тем, что мензура отстраивается неоднородно на протяжении струны. Эти поправки невелики и в целом не мешают, но они есть.


И еще: не понимаю, что заставило разработчика бриджа сделать на каждом седле по четыре винтика. Вероятно, то же, что вынудило его криво просверлить дырки… Плоскость всегда ложится на три точки. Четвертый винт только все усложняет: седло начинает качаться, как старый стул. Будь моя воля, я бы в переднем ряду сделал единственный винт по центру - тогда с отстройкой было бы гораздо меньше проблем.

Но в целом все работает. Ближе к финишу выложу семплы, на которых слышно безладовый звук, производимый этим вполне ладовым басом.

Интересно было бы сделать бридж такого типа с нуля — из нормальных материалов, с улучшенной конструкцией… Пока не довелось, сижу в засаде.

После бриджа настал черед установки датчиков и крышки. Об этом — в следующей части. А в прошлой я рассказывал об изготовлении корпуса баса.

МТ
27 января 2024