Colossus, часть первая: разработка

Я выгляжу совсем иначе.

Соблазнительно просто показать картинку из фотобанка и заявить, что проектирование Колоссуса происходило так же — но нет, не так.

И дело не в том, что человек на фото как будто пытается совместить тушку леспола с грифом телекастера… Впрочем, тушка сошла бы за еще одно лекало, а гриф можно использовать в качестве линейки, если его там не попердолило еще.

Меня в этой картинке смущает то, что с линейкой и лекалом уже давно никто не чертит: все уехало в компьютеры. Аура Тайного Ремесла при этом несколько пострадала, и такой красивой картинки не получилось бы.

Не сообщает эта фотка и о том, откуда образ гитары взялся в голове у мастера. Или где он достал древесину на проект, и как ее выбрал. Или сколько дней заказчик висит у него в непрочитанных.

Все эти вопросы меня волнуют.

Colossus — первый инструмент, изготовленный в нашей мастерской от начала и до конца. Дело было в 2015-м году. Я сразу же начал писать в ЖЖ отчет о создании, но завяз, и та серия постов оказалась заброшенной.

Я не даю на нее ссылок, потому что статьи, опубликованные здесь, значительно переписаны — с учетом нового опыта, появившегося за девять лет. Да и бас все эти годы работает, а я за ним присматриваю.

Ну, поехали.

С чего все началось 

Владимир Кисляков — басист, известный по группам The Re-Stoned, Bigateque, Руки Слона, Рада и Терновник и, вероятно, многим другим. Я — мастер-ремонтник с большим интересом к заковыристым проектам.

В 2010-м мы нашли друг друга: заковыристых проектов у Владимира оказалось изрядно. Двухгрифовый мастеровой бас, стингрей с графитовым грифом, вормотовский конструктор с пьезой… Все это я годами обслуживал, перебирал и модифицировал.

А потом пришло вот такое сообщение — и изменило мою судьбу, хотя я об этом еще не знал:

Бас по ссылке выглядит оригинально, но конструкция его незамысловата: обычный болт-он с плоской декой.

Судя по всему, пятиструнная версия снята с производства. Не могу найти хайрез.

Изготовление корпуса под очередной вормотовский гриф не особенно выделялось на фоне задач, которые мы с Владимиром уже решали. Поэтому я подтвердил ему, что в принципе готов этим заняться; цельный корпус делается довольно бесхитростно. Обсуждение нюансов и заказ деталек мы оставили на потом.

Позднее Владимир снова связался со мной, чтобы уточнить дальнейшие действия. Цитирую письмо:

Итак, у меня в планах:

  • 5 струн, bolt-on, single-cut с акустическими полостями, акустической же дыркой в корпусе и fretless bridge.
  • Один магнитный звучок и пассивная электроника.
  • Пьеза - может быть в будущем, скажем, будем иметь ее в голове.

В обозримом будущем заказываю бридж у француза, гриф у Вормота, фурнитуру и электронику на BBG. Понимаю, что опасно, но ждать не вижу смысла.

Также я получил ссылку на еще один бас схожей концепции. Корпус такого типа в просторечии называется “синглкат”. Большую роль в его популяризации сыграла компания Fodera, но сейчас такие басы не делает только ленивый.

Рассматривая басы-синглкаты, я вдруг обнаружил, что соединить их характерный корпус с грифом фендеровского типа — а никаких других Warmoth не предлагает, — задача почти невыполнимая. Смотрите, вот Rob Allen, с которого все началось:

Пятка у него начинается с двенадцатого лада, а у фендеровского грифа — гораздо дальше.

Наложим одно на другое:

Как сделать так, чтобы закругленный гриф и прямой край корпуса в обведенной области сошлись без щелей?

Можно вырезать в корпусе встречный паз сложной формы, но это плохая идея: во-первых, запаримся его делать, а во-вторых, гриф в этом месте слегка гуляет из-за колебаний влажности, натяжения струн и анкерного стержня.

Кажется, что лучше всего такую конструкцию просто не делать.

Если изучить опыт производителей синглкатов, выяснится, что они думают точно так же. Басов с креплением грифа через “фендеровскую” пятку очень мало, и форма грифа в сложном месте изменена. Вот, например, инструмент Brubaker:

Стык грифа с корпусом покрупнее:

Как видно, гриф в сложном месте имеет прямой бортик вместо закругленного.

Но это редкий сценарий. Гораздо чаще в случае “болченых” синглкатов гриф крепится по всей длине стыка с корпусом:

W & T Chronos 5

Причем крепится не обязательно снизу. Вот на этом басу крайний шуруп входит в гриф под углом:

Бас юзера Nomad98 c форума talkbass.com

Чем дольше я копался, тем очевиднее становилось, что делать синглкат на базе вормотовского грифа не следует. Даже в лучшем случае результат вышел бы сомнительным.

Что мне было делать? Разве что отказываться от проекта. Но я вместо этого предложил Владимиру не заказывать гриф к моему корпусу, а сделать бас у меня целиком. Он, к моему удивлению, взял и согласился. Хотя на моем счету был один-единственный корпус для электрогитары.

Таким образом, мне было оказано беспрецедентное доверие, и я за него до сих пор благодарен. Решиться на заказ инструмента у неопытного мастера требует некоторой отваги. Я видел и ремонтировал множество гитар, сделанных начинающими мастерами, и знаю, даже с прямыми руками можно основательно облажаться. С другой стороны, может быть, это знание меня и спасло: когда семь лет подряд только и делаешь, что исправляешь чужие ошибки, поневоле учишься не допускать своих.

Вообще, самое главное — впрячься в работу и взять заказ. Дальше хочешь-не хочешь, а придется шевелиться. Припоминаю, как в 2006-м назад кидал объявление на “гитарплеер”: “занимаюсь отстройкой электрогитар и басов, настраиваю флойдроуз, меняю струны, чищу накладку, пишите”. Ощущения были очень похожие. Говорят, так кого-то учили плавать: хвать за ногу, и за борт. Выплывет — хорошо.


Что ж, будем делать псевдоакустический бас, похожий на Rob Allen Deep. Еще раз покажу фото:

По описанию и дополнительным фотографиям на сайте производителя видны следующие особенности:

  1. Очень толстый корпус. Стандартный фендер имеет толщину около 40 мм. На аллене же она составляет не менее 57. Точно сказать трудно, т.к. толщина топа не указана, но без него — около 53.

    Это большая проблема, потому что доски толще 50 просто так не купишь. Причем после первичной обработки от этих 50 останется 48, а то и 45, — зависит от доски.

    Если мы не хотим менять формат корпуса и добавлять новые клеевые швы, то остается два варианта: либо ставить очень толстый топ, что чревато увеличением его веса и цены, либо смириться со слегка уменьшенной относительно оригинала толщиной корпуса. Забегая вперед, скажу, что мы сошлись на втором варианте.

  2. Рукоятки электрики выведены на края бриджа.
    От этой системы мы полностью отказались. Тем более, что важной частью проекта был хитрый бридж, о котором будет особый разговор.

  3. Консервативное крепление грифа.
    Ну, это я деликатно выражаюсь. Полный треш, а не крепление! Пятка там похожа на фендеровскую, но чудовищного размера: уже к 13-му ладу гриф накрывается корпусом и становится в два раза толще. Капец. Не то чтобы басисты часто лазили на последние лады, но зачем же их настолько ограничивать?..

    Воспроизводить эту конструкцию я отказался наотрез.

  4. На басу нет магнитных датчиков. Единственный звукосниматель — пьеза где-то в корпусе. Мы с Владимиром все сделали наоборот: поставили пару магнитных звучков, а от пьезы отказались.

Уже на первых стадиях обсуждения проекта стало ясно, что бас будет значительно отличаться от прародителя. Другой бридж, другая пятка, присутствие магнитных датчиков и большее количество ладов потянут за собой такое количество деталей, что готовый инструмент изменится до неузнаваемости.

Так и вышло. И слава богу.

Для меня большая загадка, зачем квалифицированные мастера занимаются клонированием чужих инструментов. Я этой практике отношусь презрительно; мастер, притыривший чужой дизайн при попустительстве клиента, расписывается в том, что у него нет ни совести, ни собственных идей.

(хотя это еще ладно — есть мастера, которые копируют фендер-стратокастеры, включая логотип. Не в качестве упражнения, а как венец карьеры. Грозные конкуренты мексиканских фабрик, должно быть)

Поэтому я рад, что задачи клонировать исходного “роб-аллена” не стояло. Вот от этого я отказался бы. А так мы с Владимиром разработали функциональный, красивый и при этом самобытный бас. Хорошо!

Список характеристик, определенных на тот момент:

  • Кленовый гриф;
  • Профиль грифа — копия с Warmoth Gecko small;
  • Накладка из черного дерева;
  • 24 лада;
  • Винтовое крепление грифа;
  • Датчик Delano Xtender;
  • Бридж DDP Fretless;
  • Ольховый корпус с пустотами;
  • Кленовый топ.

Начался длительный этап проектирования, растянувшийся в итоге почти на полгода.

Чертежи 

Возвращаемся к мужику-с-лекалом. У меня вместо лекала было вот что:

Ручное черчение не имеет ни малейшего смысла.

В девяностых годах я бы еще понял пристрастие к ватманам и кульманам. Но не сейчас. Сейчас у нас есть замечательные CAD-программы. Помимо упрощения самой черчёбы, кады позволяют быстро прикинуть общий вид готового инструмента, накладывая на чертежи текстуры. А главное, чертежи из программы можно с минимальной обработкой использовать на фрезерном станке с ЧПУ. Это полезнейшая штука.

С ЧПУ пойдет совсем другая жизнь. Даже если делать инструмент руками, шаблоны-то под фрезер все равно понадобятся, м? Как и чертежи, шаблоны давно нет резона делать вручную — это долго, утомительно и неточно.

Я считаю, что освоение чертежной программы — один из важнейших навыков для мастера. Он помогает не только с фрезеровкой, но и в более простых вещах. Например: есть флойдроуз с радиусом седел 14", есть накладка с радиусом 10". Проставки какой толщины надо подложить под седла, чтобы уравнять итоговый радиус с накладочным? Я даже думать не хочу, как это вычисляется на бумажке. А в программе это занимает две минуты. Вон, два белых отрезочка — искомые величины:

(0,54 под 2 и 5, и 0,8 под 3 и 4)

То есть кад-программы — это еще и отличные геометрические калькуляторы. Рекомендую.


Я прикинулся студентом бауманки, получил лицензию на автокад и засел разбираться. За этим занятием меня застал Дима Азнауров, профессиональный трехмерщик. Увидев автокад, он пришел в ужас и велел мне немедленно пересесть на программу Rhinoceros.

Чем ему не угодил автокад, я так и не понял, но мне было все равно, и я решил попробовать Рино. И неожиданно быстро с ним подружился. Это удобная, понятная и шустрая программа. Правда, я использовал где-то 1% ее возможностей, но этот процент в рино организован приятнее, чем в автокаде.

Еще одним плюсом Rhinoceros стало то, что в тот момент разработчики как раз адаптировали его под макинтош, и раздавали недоделанную версию всем желающим. Так что я даже никого не обманул. Глюков в бета-версии не обнаружилось.


Я начал с того, что обвел корпус “Роба Аллена” по фотке и отмасштабировал контур по мензуре.

Длинная голубая линия - главная на всем чертеже. На ней отмечены вещи, имеющие отношение к мензуре: нулевой лад (правая точка), двенадцатый лад, конец мензуры (вертикальная линия слева) и т.д. Это самый фундамент, вокруг него чертится все остальное.

У нашего баса будет 24 лада, а у Аллена — 21. Поэтому глубины алленовского нижнего рога не хватит:

Предлагаю три варианта решения проблемы:

  1. Резкий перпендикулярный уход рога вниз:

  2. Длинный глубокий рог (такой часто встречается на “фодерах”):

  3. И уменьшенный рог стандартного типа:

При этом углубление под ногу ни в коем случае не сдвигается назад, иначе в сидячем положении бас будет клевать носом.

Владимир выбрал третий вариант.

На этих же картинках виден специфический хвост накладки. Задумка в том, что он будет работать как тамбрест. Это идея Владимира, а началось все с этого наброска:

Помимо нижнего рога, есть еще одна проблемная область: бридж на “аллене” подобен акустическому, и имеет очень малую длину. Если же мы попробуем поставить на туда наш бридж (DDP Fretless), то его зад свесится за пределы корпуса. Впрочем, то же самое произошло бы и со стандартным фендеровским бриджем.

Поэтому пришлось удлинять корпус и отодвигать его зад. Примерно так:

На самом деле, это уже совсем финишный контур. Мы с Владимиром к нему долго шли. Двигали туда-сюда датчики (которых, кстати, стало два), шевелили кривыми, экспериментировали с хвостом накладки. Типа:

Голова прикручена временная, от какой-то фодеры, просто чтобы было легче представить общий вид. Итоговое положение датчиков и форма корпуса:

С головой вообще было много возни, и итоговую ее форму мы утвердили только через несколько месяцев :-)

Кроме не подошедшей головы, тут видно не дожившее до финала расположение рукояток, с которым мы тоже тянули до последнего:

Клац-клац:

Перец чили (не тот):

Итоговый, наконец-то, вариант головы (и всего остального, кроме рукояток):

Его важная особенность — симметричное расположение двух пар колков. На пятиструнных басах такое встречается редко. Мы с Владимиром использовали все возможные средства, чтобы облик баса напоминал об акустической гитаре.

Правда, на следующий день после утверждения этого варианта мне принесли гитару “Стагг”.

А вот формы полостей корпуса (синие линии):

Я увеличил толщину стенок на торцах, потому что торцы — самое уязвимое место. А в передний еще и крепеж под ремень вкручивать. Черная линия — крышка электроники.

Еще мы долго возились с формой площадки под гриф. Я даже приглашал Владимира в мастерскую и клеил ластики на гриф его “Гекко”, чтобы понять, будет ли мешать стенка корпуса при игре в верхних позициях. Оказалось — если и будет, то незначительно. Итоговый вариант места под гриф с крепежом:

С практической точки зрения такое количество винтов там нахрен не сдалось. Но если оставлять несколько штук в начале и в конце — получается некрасиво. Сдвиг одного из них вниз выглядит странновато, но уж очень мне хотелось распределить давление от винтов максимально равномерно.


Весной 2014-го, только-только переехав на Самокатную, я фантастически удачно сходил попить кофе. Оказалось, что помимо кофейного аппарата на втором этаже нашего здания обретается ЧПУ-фрезер и позитивно настроенный мужик-оператор. То есть мне даже никуда ехать не пришлось.

Алгоритм взаимодействия прост. Чертишь нужные контуры, скидываешь соседу чертеж, отдаешь ему лист фанеры или пластика, на следующий день забираешь:

На этом листе, например, поместилось несколько шаблончиков под датчики и батарейные холдеры, а заодно шаблон под гриф “Колоссуса”, разделенный на две части. Собираются они по принципу паззла, держатся крепко.

Постепенно я таким способом нарубил себе кучу общегитарных шаблонов и заодно все необходимое для создания баса. Можно было начинать изготовление.

Только вот из чего изготавливать? Из деревяшек. Поэтому сперва расскажу о них — в следующей части.

МТ
19 января 2024