Colossus, часть восьмая: финал и результаты
Нифига себе, я сделал бас! Прежде такого со мной не случалось.
На фотке он и правда почти готов — осталось только вкрутить пипки под ремень по моей фирменной технологии. Здесь без нее никак: для надежного удержания шурупов, идущих вдоль волокон, ольха мягковата. Установка анкерных втулок полностью решает эту проблему.
При сборке баса меня отдельно порадовало это место:
Сложный стык нескольких поверхностей тревожил, но на собранном инструменте все оказалось отлично.
По-хорошему, басу стоило бы дать отвисеться со струнами пару дней. Но времени не было: по известной лютнерской традиции я собрал бас в тот же день, в который обещался его сдать. И это притом, что с точки зрения остальных клиентов я уже неделю сидел дома. Поток заказов по ремонтам был бешеный, а контролировать его менее сомнительными методами я еще не умел. Поэтому, чтобы хоть когда-нибудь доделать бас, пришлось всем наврать, что я болею, запереться в мастерской и фигачить — и то я еле успел к дедлайну.
Требовались еще парадные картинки, но запланировать фотосессию заранее я не подумал. На все про все оставалась пара часов. Выручил мой брат, который быстренько отснял бас прямо у себя дома, на свеженатянутой простыне:
(остальные фото — на страничке баса)Хорошо помню, как ехал сдавать бас и всматривался в свои ощущения: это оно? Я сейчас что-то должен почувствовать?.. На тот момент я работал с гитарами уже лет десять, но занимался только ремонтом и всяким тюнингом. На кастомшоп не хватало времени и, главное, мотивации: зачем нужны мастеровые гитары, когда на свете столько серийных?
Много раз читал, как мастер впервые слышит сделанный им инструмент — и о господи, как описать эту минуту! Как великолепны его звуки!.. На мне это не сработало. Я не чувствовал особенного творческого зуда ни все эти десять лет, ни при изготовлении баса, ни когда его послушал в мастерской, ни когда вез его по третьему кольцу на репбазу, чтобы там преподнести Владимиру.
Если в кастомшопе и есть какой-то важный эмоциональный витамин, я в нем не нуждаюсь. Поэтому до сих пор — спустя еще десять лет — промышляю ремонтами.
Воссоединение с заказчиком:
фото Владимира Анчевского
Я поехал домой, по-прежнему удивляясь, что ничего не чувствую. Это стало большим открытием: никакого озарения не наступает. Пользователи интернета, с которыми мы ругались про тонвуд, время от времени писали: ты, мол, инструментов-то не делал, че с тобой разговаривать, не поймешь. И вот я наконец сделал бас, но ничего не произошло.
Я-то думал, это какой-то важный рубеж. А так я только поставил гитару на аватарку — это ж сколько лет пришлось терпеть! — и все.
Мнение заказчика
Первая оценка поступила вечером того же дня:
А уже через пару недель бас вышел на сцену:
Более подробной рецензии пришлось подождать по неожиданной причине: Владимир не одобрил фотосессию на мятой простыне и за свой счет организовал еще одну, на этот раз студийную. А получив фотографии — опубликовал большой пост на вк, который я приведу здесь целиком:
Где-то года полтора назад я понял, что хочу-не могу и жизнь мне не мила и желаю я новый бас, да такой, чтоб глаз радовался, и чтобы звучал, как безлад, но при том чтобы с интонацией не мучаться и чтобы аккорды все строили. И чтобы дизайн singlecut (с одним вырезом), но не абы какой, а чтобы на акустическую гитару чем-то был похож.
А еще я понял, что в природе таких не водится. Нету в продаже таких инструментов, чтобы вот все вот это - и вместе.
Вывод тяжелый, но единственно возможный: я закупил звукосниматели, электронику кой-какую, бридж хитрый - и к мастеру.
Тут есть один забавный момент. Мастер этот, Михаил Тиунов, до того момента в жизни еще не сделал ни одного инструмента - он ремонтом занимается. Но я знал, что если возьмется, то сделает все на ять, вылижет все до последнего нюанса, расшибется в лепешку, но предусмотрит все, от него зависящее. Ибо работает он не так, как ведется на Руси, а как-то так скорее по-немецки.
Я сознавал, что задумка моя несколько авантюрная. Есть тут несколько тонких мест, которые могли пойти не так и обернуться в конечном итоге против звука… Ну, думал я, совсем плохо быть не может - Миша не позволит. А если звук будет вялый или размытый - что ж, сугубо акустику буду на нем играть.
Ребята, я получил самый убойный (в самом лучшем смысле) инструмент, на каком я когда-либо играл. Это похоже на Music Man Stingray, только еще более четкий, собраный, универсальный, ровный по звуку, да еще с вот этим безладовым “мяф”, когда я играю на верхах. В миксе он сидит, как краеугольный камень и при этом прекрасно читается.
35" мензура, гриф - клен и эбони макассар, корпус - ольха с кленовым топом, датчики - Delano, пассивная электроника + фильтр StellarTone ToneStyler, бридж Dominique Di Piazza Fretless Bridge. Все вместе - Tiunov Colossus, мой новый основной бас.
Я в восторге)
Ну и фотки — вынужден признать, на темном фоне бас смотрится выигрышнее:
(остальные фото — на страничке баса)Правда, на некоторых фотках видны темные пятнышки и соринки (дефект объектива) — так что теперь у нас есть две небезупречные фотосессии. Ну что ж.
Разбор ошибок
О том, насколько бас получился удачным, можно судить по редкости его визитов в мастерскую.
Первый раз Владимир заехал через месяц: внезапно оттопырился хвост окантовки возле бриджа. Склейка с торцом древесины всегда малоэффективна, а я еще и клеил, кажется, на ацетон (размягченный им целлулоид ко всему липнет). Я этот хвост прижал на суперклей, прибрался, и все — заняло это минут десять. Масляное покрытие очень облегчает точечный ремонт.
А второго раза не было.
Вернее, был, но не по моей вине: в конце 2020-го Владимир поставил слишком толстые струны, они уцепились за края пазов порожка и потащили его вперед, оторвав от накладки. Хорошо, что порожек не треснул! Я просто его переустановил и расширил пазы. Заодно убедился в том, что бас в порядке.
Так что же, я вообще не допустил ошибок в своем первом билде? Допустил, куда же без них…
Деревянная крышка
Сама по себе она — не проблема. Но надо было сделать ее с умом, а не как я. Я использовал почти сантиметровую дощечку ольхи без переклея — и, естественно, ее попердолило в первую же зиму: края кое-где приподнялись.
Владимира это совершенно не беспокоило, да и сама крышка не стала хуже держаться. Подстрогать выпирающие участки несложно, но я не помню, дошли у нас руки или нет.
Зато я учел этот опыт в следующих своих проектах: крышки там тонкие, переклеенные и часто используют текстолит в качестве основы.
Ширина корпуса
Если наложить друг на друга силуэты популярных гитар и басов, мы увидим, что ширина их корпусов стремится к некоторой константе.
Удивительно, правда? Я даже скажу, как эта константа называется: ширина чехла. Составляет она около 34 сантиметров.
Неловко признаваться, но я вообще не подумал об этом, когда чертил Колоссуса!
Желтая линия — габарит Rob Allen Deep, на который мы поглядывали в начале разработки; это и так не самый мелкий бас на свете. Но наш-то габарит — черная линия, — еще шире!
В результате Колоссус влезает не в каждый басовый чехол, и сделать с этим ничего нельзя. Зато смотрится монументально, конечно…
Хорошая новость в том, что серийные чехлы нужной ширины все-таки бывают.
Ширина пятки грифа
Вот это прям серьезная вещь. Чтобы ее объяснить, придется начать издалека.
Возьмем какую-нибудь гитару и проведем две линии: одну по крайней струне, а другую по ближайшему габариту грифа. На картинке одна синяя, а другая зеленая:
Спрашивается, чему равен угол между ними?
На фендер-стратокастере он равен нулю.
Это значит, что на всем протяжении грифа крайние струны находятся на одинаковом расстоянии от габарита накладки. Сколько на верхнем порожке выставлено (допустим, 3 миллиметра) - столько и будет на 21-м ладу. Ну, при условии, что гриф ровно стоит, бридж штатный и все такое.
Вроде страты нормально играют, так почему бы не делать так везде? Ну, я и сделал. Я никогда не встречал обсуждения этого угла в тематической литературе, поэтому мне, наверное, простительно.
Однако многие гитары устроены иначе — например, Gibson. У них угол не нулевой, и габариты грифа существенно отходят от крайних струн ближе ко второй октаве:
Но это гитары. А басы так устроены все, включая и фендеры:
Зачем басам этот угол? Затем, что если сделать басовый гриф с габаритами, параллельными крайним струнам, то басист будет ругаться. Именно этот эффект ощутил я, сделав “Колоссуса”.
Оказывается, крайние струны при таком конфиге иногда сваливаются с грифа при игре дальше первых ладов. Наверное, из-за увеличенной по сравнению с гитарой мензуры и, как следствие, большей подвижности струны.
Технически струны все еще находятся внутри габарита накладки с хорошим отступом, поэтому привыкнуть можно, и Владимир со временем привык — но к джазбасу-то привыкать не надо! Причем никаких неудобств расширенный таким образом гриф не привносит. Судя по всему, на басах всегда стоит разводить крайние струны и края накладки.
Это самое главное знание, которое я вынес из всего проекта. Теперь поглядываю в ленту инстаграма и ехидничаю: кастомных басов с “узкой” накладкой хватает.
Масляное покрытие
Ха-ха, обманул! С покрытием все отлично. Ручка грифа заметно пожелтела, но слой масла нигде не продрался и клен не потемнел до сих пор.
Я же говорил: Osmo — сила. Оно сертифицировано для использования на деревянных полах, а нагрузки там все же помощнее, чем на бас-гитарах…
Если покрытие все-таки продерется в будущем — ну, перекроем тем же маслом, это делается в два счета.
Что еще я бы сделал иначе
Винты крепления датчиков хочется поменять на черные. Я тогда их просто не нашел и поставил нержу, которая противно сияет на черном пластике.
Вместо простых отверстий на тыльной стороне стоило врезать деревянные или металлические втулочки: края меньше раздалбываются ключом, да и выглядит солиднее.
Бридж. Ну, про бридж целая статья есть в этой серии. Чем покупать его у француза, надо было все делать самому, но кто же мог предположить…
Форма топа недостаточно подчеркнута в районе нижнего рога, и в целом как бы смазана. Сейчас я бы сделал ее более выраженной.
Доклейки к голове из-за шпона выглядят так себе.
С точки зрения столярки все культурно, но это коричневое пятно… Еще и цвет пластины почти совпадает. В общем, не супер. Доклеиваю просто кленовые уши теперь, без шпона.
Голову я бы сделал потолще, кстати. Колки на моей стоят, все ок, но лишние 2-3 миллиметра с тыльной стороны увеличили бы прочность и сделали бы вид более гармоничным.
Взаимодействие с колками
Если бы я поставил колки с сужением на вале, возникла бы более серьезная проблема. Из-за тонкой головы сужение оказалось бы высоковато, струны притянулись бы к нему, и угол перегиба на порожке уменьшился бы. К счастью, у “готохов” валы с постоянным диаметром, и струну без проблем можно увести пониже.Текстура логотипа, может быть. Тут я не разобрался. Блестящая надпись сияет в одних ракурсах и пропадает в других; возможно, матовая была бы поинтереснее…
Подпись на тыльной стороне головы. Без комментариев.
Как звучит
Я попросил прислать мне ютуба, где Колоссус видно и слышно, и Владимир предложил вот что:
Акцент на безладовом звуке:
Имеется также аудио на саундклауде, где хорошо слышно бас.
Девять лет спустя
Владимир все еще играет на Колоссусе. Это один из его основных инструментов.
Я все еще занимаюсь ремонтами, правда, уже в трех мастерских и двух странах. Единственный бас, который я сделал после Колоссуса, принадлежит также Владимиру — но это уже совсем другая история…
Мои тексты о Колоссусе, написанные еще в Живом Журнале, оказали заметное влияние на отечественное гитаростроение. Вплоть до того, что появилась фирма Colossus Guitars, и отнюдь неспроста:
Я не считаю, что у меня что-то украли. Во-первых, colossus — словарное слово, не принадлежащее никому. Во-вторых, я-то это название тоже подсмотрел у другого человека.
Происхождение названия
Человека зовут Мик Харрис, а известен он как автор музыкального проекта Scorn. Я как раз в те годы запойно его слушал, и название альбома Colossus вовремя попалось на глаза, идеально подойдя к большому и солидному басу. К тому же музыка Харриса необычайно богата низкими частотами.
Собственно, следующий мой бас тоже назван по альбому Scorn. Они почти все хорошо подходят, кажется :-)
Мнение заказчика (девять лет спустя)
МТ:
У меня к вам вопрос по последней части колоссуса (статье, в смысле). А именно: что вы можете сказать после почти десятилетней эксплуатации? Плюсы, минусы, подводные камни.
ВК:
Минусы:
сваливается первая струна, пришлось приспосабливаться. Не божественная интонация в верхних позициях (впрочем, у басов это вообще редкость). Чуть толстовата жопа корпуса, не всякий чехол подходит. Почему-то не очень плавная регулировка громкости, хотя в теории должна быть плавная.Плюсы:
потрясающий, певучий звук на миллион долларов.Универсальность. Хоть джаз, хоть металл (я не играю металл, но абсолютно уверен, что если бы играл — он спокойно бы вписался).
Mojo. Это слово не из моего лексикона, но тут оно явно присутствует: у инструмента при всей его универсальности имеется собственный голос и мощная харизма.
Невероятная стабильность: за все эти годы я не захотел крутить анкер.
Прочие бонусы из серии того, что если есть — ты этого не замечаешь: удобство игры, баланс и так далее.
Обожаю этот инструмент.
Спецификации и фото
Выложены на отдельной странице.
Серия закончена. Спасибо за внимание!
МТ8 февраля 2024