Colossus, часть восьмая: финал и результаты

Нифига себе, я сделал бас! Прежде такого со мной не случалось.

На фотке он и правда почти готов — осталось только вкрутить пипки под ремень по моей фирменной технологии. Здесь без нее никак: для надежного удержания шурупов, идущих вдоль волокон, ольха мягковата. Установка анкерных втулок полностью решает эту проблему.

При сборке баса меня отдельно порадовало это место:

Сложный стык нескольких поверхностей тревожил, но на собранном инструменте все оказалось отлично.

По-хорошему, басу стоило бы дать отвисеться со струнами пару дней. Но времени не было: по известной лютнерской традиции я собрал бас в тот же день, в который обещался его сдать. И это притом, что с точки зрения остальных клиентов я уже неделю сидел дома. Поток заказов по ремонтам был бешеный, а контролировать его менее сомнительными методами я еще не умел. Поэтому, чтобы хоть когда-нибудь доделать бас, пришлось всем наврать, что я болею, запереться в мастерской и фигачить — и то я еле успел к дедлайну.

Требовались еще парадные картинки, но запланировать фотосессию заранее я не подумал. На все про все оставалась пара часов. Выручил мой брат, который быстренько отснял бас прямо у себя дома, на свеженатянутой простыне:

(остальные фото — на страничке баса)

Хорошо помню, как ехал сдавать бас и всматривался в свои ощущения: это оно? Я сейчас что-то должен почувствовать?.. На тот момент я работал с гитарами уже лет десять, но занимался только ремонтом и всяким тюнингом. На кастомшоп не хватало времени и, главное, мотивации: зачем нужны мастеровые гитары, когда на свете столько серийных?

Много раз читал, как мастер впервые слышит сделанный им инструмент — и о господи, как описать эту минуту! Как великолепны его звуки!.. На мне это не сработало. Я не чувствовал особенного творческого зуда ни все эти десять лет, ни при изготовлении баса, ни когда его послушал в мастерской, ни когда вез его по третьему кольцу на репбазу, чтобы там преподнести Владимиру.

Если в кастомшопе и есть какой-то важный эмоциональный витамин, я в нем не нуждаюсь. Поэтому до сих пор — спустя еще десять лет — промышляю ремонтами.

Воссоединение с заказчиком:

фото Владимира Анчевского

Я поехал домой, по-прежнему удивляясь, что ничего не чувствую. Это стало большим открытием: никакого озарения не наступает. Пользователи интернета, с которыми мы ругались про тонвуд, время от времени писали: ты, мол, инструментов-то не делал, че с тобой разговаривать, не поймешь. И вот я наконец сделал бас, но ничего не произошло.

Я-то думал, это какой-то важный рубеж. А так я только поставил гитару на аватарку — это ж сколько лет пришлось терпеть! — и все.

Мнение заказчика 

Первая оценка поступила вечером того же дня:

А уже через пару недель бас вышел на сцену:

Более подробной рецензии пришлось подождать по неожиданной причине: Владимир не одобрил фотосессию на мятой простыне и за свой счет организовал еще одну, на этот раз студийную. А получив фотографии — опубликовал большой пост на вк, который я приведу здесь целиком:

Где-то года полтора назад я понял, что хочу-не могу и жизнь мне не мила и желаю я новый бас, да такой, чтоб глаз радовался, и чтобы звучал, как безлад, но при том чтобы с интонацией не мучаться и чтобы аккорды все строили. И чтобы дизайн singlecut (с одним вырезом), но не абы какой, а чтобы на акустическую гитару чем-то был похож.

А еще я понял, что в природе таких не водится. Нету в продаже таких инструментов, чтобы вот все вот это - и вместе.

Вывод тяжелый, но единственно возможный: я закупил звукосниматели, электронику кой-какую, бридж хитрый - и к мастеру.

Тут есть один забавный момент. Мастер этот, Михаил Тиунов, до того момента в жизни еще не сделал ни одного инструмента - он ремонтом занимается. Но я знал, что если возьмется, то сделает все на ять, вылижет все до последнего нюанса, расшибется в лепешку, но предусмотрит все, от него зависящее. Ибо работает он не так, как ведется на Руси, а как-то так скорее по-немецки.

Я сознавал, что задумка моя несколько авантюрная. Есть тут несколько тонких мест, которые могли пойти не так и обернуться в конечном итоге против звука… Ну, думал я, совсем плохо быть не может - Миша не позволит. А если звук будет вялый или размытый - что ж, сугубо акустику буду на нем играть.

Ребята, я получил самый убойный (в самом лучшем смысле) инструмент, на каком я когда-либо играл. Это похоже на Music Man Stingray, только еще более четкий, собраный, универсальный, ровный по звуку, да еще с вот этим безладовым “мяф”, когда я играю на верхах. В миксе он сидит, как краеугольный камень и при этом прекрасно читается.

35" мензура, гриф - клен и эбони макассар, корпус - ольха с кленовым топом, датчики - Delano, пассивная электроника + фильтр StellarTone ToneStyler, бридж Dominique Di Piazza Fretless Bridge. Все вместе - Tiunov Colossus, мой новый основной бас.

Я в восторге)

Ну и фотки — вынужден признать, на темном фоне бас смотрится выигрышнее:

(остальные фото — на страничке баса)

Правда, на некоторых фотках видны темные пятнышки и соринки (дефект объектива) — так что теперь у нас есть две небезупречные фотосессии. Ну что ж.

Разбор ошибок 

О том, насколько бас получился удачным, можно судить по редкости его визитов в мастерскую.

Первый раз Владимир заехал через месяц: внезапно оттопырился хвост окантовки возле бриджа. Склейка с торцом древесины всегда малоэффективна, а я еще и клеил, кажется, на ацетон (размягченный им целлулоид ко всему липнет). Я этот хвост прижал на суперклей, прибрался, и все — заняло это минут десять. Масляное покрытие очень облегчает точечный ремонт.

А второго раза не было.

Вернее, был, но не по моей вине: в конце 2020-го Владимир поставил слишком толстые струны, они уцепились за края пазов порожка и потащили его вперед, оторвав от накладки. Хорошо, что порожек не треснул! Я просто его переустановил и расширил пазы. Заодно убедился в том, что бас в порядке.

Так что же, я вообще не допустил ошибок в своем первом билде? Допустил, куда же без них…

Деревянная крышка 

Сама по себе она — не проблема. Но надо было сделать ее с умом, а не как я. Я использовал почти сантиметровую дощечку ольхи без переклея — и, естественно, ее попердолило в первую же зиму: края кое-где приподнялись.

Владимира это совершенно не беспокоило, да и сама крышка не стала хуже держаться. Подстрогать выпирающие участки несложно, но я не помню, дошли у нас руки или нет.

Зато я учел этот опыт в следующих своих проектах: крышки там тонкие, переклеенные и часто используют текстолит в качестве основы.

Ширина корпуса 

Если наложить друг на друга силуэты популярных гитар и басов, мы увидим, что ширина их корпусов стремится к некоторой константе.

Удивительно, правда? Я даже скажу, как эта константа называется: ширина чехла. Составляет она около 34 сантиметров.

Неловко признаваться, но я вообще не подумал об этом, когда чертил Колоссуса!

Желтая линия — габарит Rob Allen Deep, на который мы поглядывали в начале разработки; это и так не самый мелкий бас на свете. Но наш-то габарит — черная линия, — еще шире!

В результате Колоссус влезает не в каждый басовый чехол, и сделать с этим ничего нельзя. Зато смотрится монументально, конечно…

Хорошая новость в том, что серийные чехлы нужной ширины все-таки бывают.

Ширина пятки грифа 

Вот это прям серьезная вещь. Чтобы ее объяснить, придется начать издалека.

Возьмем какую-нибудь гитару и проведем две линии: одну по крайней струне, а другую по ближайшему габариту грифа. На картинке одна синяя, а другая зеленая:

Спрашивается, чему равен угол между ними?

На фендер-стратокастере он равен нулю.

Это значит, что на всем протяжении грифа крайние струны находятся на одинаковом расстоянии от габарита накладки. Сколько на верхнем порожке выставлено (допустим, 3 миллиметра) - столько и будет на 21-м ладу. Ну, при условии, что гриф ровно стоит, бридж штатный и все такое.

Вроде страты нормально играют, так почему бы не делать так везде? Ну, я и сделал. Я никогда не встречал обсуждения этого угла в тематической литературе, поэтому мне, наверное, простительно.

Однако многие гитары устроены иначе — например, Gibson. У них угол не нулевой, и габариты грифа существенно отходят от крайних струн ближе ко второй октаве:

Но это гитары. А басы так устроены все, включая и фендеры:

Зачем басам этот угол? Затем, что если сделать басовый гриф с габаритами, параллельными крайним струнам, то басист будет ругаться. Именно этот эффект ощутил я, сделав “Колоссуса”.

Оказывается, крайние струны при таком конфиге иногда сваливаются с грифа при игре дальше первых ладов. Наверное, из-за увеличенной по сравнению с гитарой мензуры и, как следствие, большей подвижности струны.

Технически струны все еще находятся внутри габарита накладки с хорошим отступом, поэтому привыкнуть можно, и Владимир со временем привык — но к джазбасу-то привыкать не надо! Причем никаких неудобств расширенный таким образом гриф не привносит. Судя по всему, на басах всегда стоит разводить крайние струны и края накладки.

Это самое главное знание, которое я вынес из всего проекта. Теперь поглядываю в ленту инстаграма и ехидничаю: кастомных басов с “узкой” накладкой хватает.

Масляное покрытие 

Ха-ха, обманул! С покрытием все отлично. Ручка грифа заметно пожелтела, но слой масла нигде не продрался и клен не потемнел до сих пор.

Я же говорил: Osmo — сила. Оно сертифицировано для использования на деревянных полах, а нагрузки там все же помощнее, чем на бас-гитарах…

Если покрытие все-таки продерется в будущем — ну, перекроем тем же маслом, это делается в два счета.

Что еще я бы сделал иначе 

  • Винты крепления датчиков хочется поменять на черные. Я тогда их просто не нашел и поставил нержу, которая противно сияет на черном пластике.

  • Вместо простых отверстий на тыльной стороне стоило врезать деревянные или металлические втулочки: края меньше раздалбываются ключом, да и выглядит солиднее.

  • Бридж. Ну, про бридж целая статья есть в этой серии. Чем покупать его у француза, надо было все делать самому, но кто же мог предположить…

  • Форма топа недостаточно подчеркнута в районе нижнего рога, и в целом как бы смазана. Сейчас я бы сделал ее более выраженной.

  • Доклейки к голове из-за шпона выглядят так себе.

    С точки зрения столярки все культурно, но это коричневое пятно… Еще и цвет пластины почти совпадает. В общем, не супер. Доклеиваю просто кленовые уши теперь, без шпона.

  • Голову я бы сделал потолще, кстати. Колки на моей стоят, все ок, но лишние 2-3 миллиметра с тыльной стороны увеличили бы прочность и сделали бы вид более гармоничным.

  • Текстура логотипа, может быть. Тут я не разобрался. Блестящая надпись сияет в одних ракурсах и пропадает в других; возможно, матовая была бы поинтереснее…

  • Подпись на тыльной стороне головы. Без комментариев.

Как звучит 

Я попросил прислать мне ютуба, где Колоссус видно и слышно, и Владимир предложил вот что:

Акцент на безладовом звуке:

Имеется также аудио на саундклауде, где хорошо слышно бас.

Девять лет спустя 

Владимир все еще играет на Колоссусе. Это один из его основных инструментов.

Я все еще занимаюсь ремонтами, правда, уже в трех мастерских и двух странах. Единственный бас, который я сделал после Колоссуса, принадлежит также Владимиру — но это уже совсем другая история…

Мои тексты о Колоссусе, написанные еще в Живом Журнале, оказали заметное влияние на отечественное гитаростроение. Вплоть до того, что появилась фирма Colossus Guitars, и отнюдь неспроста:

Я не считаю, что у меня что-то украли. Во-первых, colossus — словарное слово, не принадлежащее никому. Во-вторых, я-то это название тоже подсмотрел у другого человека.

Происхождение названия 

Человека зовут Мик Харрис, а известен он как автор музыкального проекта Scorn. Я как раз в те годы запойно его слушал, и название альбома Colossus вовремя попалось на глаза, идеально подойдя к большому и солидному басу. К тому же музыка Харриса необычайно богата низкими частотами.

Собственно, следующий мой бас тоже назван по альбому Scorn. Они почти все хорошо подходят, кажется :-)

Мнение заказчика (девять лет спустя) 

МТ:

У меня к вам вопрос по последней части колоссуса (статье, в смысле). А именно: что вы можете сказать после почти десятилетней эксплуатации? Плюсы, минусы, подводные камни.

ВК:

Минусы:
сваливается первая струна, пришлось приспосабливаться. Не божественная интонация в верхних позициях (впрочем, у басов это вообще редкость). Чуть толстовата жопа корпуса, не всякий чехол подходит. Почему-то не очень плавная регулировка громкости, хотя в теории должна быть плавная.

Плюсы:
потрясающий, певучий звук на миллион долларов.

Универсальность. Хоть джаз, хоть металл (я не играю металл, но абсолютно уверен, что если бы играл — он спокойно бы вписался).

Mojo. Это слово не из моего лексикона, но тут оно явно присутствует: у инструмента при всей его универсальности имеется собственный голос и мощная харизма.

Невероятная стабильность: за все эти годы я не захотел крутить анкер.

Прочие бонусы из серии того, что если есть — ты этого не замечаешь: удобство игры, баланс и так далее.

Обожаю этот инструмент.

Спецификации и фото 

Выложены на отдельной странице.


Серия закончена. Спасибо за внимание!

МТ
8 февраля 2024