Colossus, часть третья: изготовление грифа
К этому этапу было сложно подойти.
Как уже понял читатель, важнейшим инструментом гитарного мастера является диван. На диване удобнее всего ждать, пока сушатся заготовки; с него же можно готовить чертежи будущих проектов и вести переписку с клиентами. Увы, много времени я провел на диване и безо всякой пользы, просто кусая ногти и дрожа. А все потому, что это мой первый гриф. И как же мне было страшно браться за его изготовление!..
Оказалось, однако, что эта работа проще, чем кажется. Поэтому диван отнял не один месяц, а на гриф ушло дня три.
Конечно, многолетний опыт ремонта гитар здесь очень пригодился. Но и незнакомые мне процедуры, вызывавшие больше всего опасений — выстругивание тыльной стороны, например, — прошли удивительно гладко.
Но сначала стоит поговорить не о процедурах, а о выборе конструкции.
Устройство моего грифа
Выбирать есть из чего: сколько кусков, как ориентированы годовые кольца, как приклеена голова, каков ее угол, как установлен анкер, есть ли усиливающие вставки и т.д. Чтобы разобраться с тем, какая конструкция предпочтительнее, полезно идти не от возможных вариантов, а от наших требований.
Угол головы и типы склеек
Вот, например, угол головы грифа. На распространенных инструментах он варьируется от нуля (fender) до 17 градусов (gibson). Давайте разбираться, чего мы хотим от этого угла.
Фендеровская голова не подойдет: Колоссус должен напоминать акустический инструмент, а для акустик такая голова, без угла и с ретейнерами, совсем не типична.
Голова должна быть прочной: значит, гибсоновский большой угол делать нельзя… Или все-таки можно?
Выбор угла головы грифа связан с выбором типа переклейки в районе перехода грифа в голову. Вот распространенные типы:
Первый тип — самый прочный. Даже без дополнительной усиливающей пластины такая голова никогда не ломается, потому что волокна древесины идут параллельно ей (а где не параллельно — там сверху накладка грифа). Она может развалиться по клеевому шву, но происходит это редко.
Выходит, так и надо делать? Увы, есть нюанс. При усушке на таком грифе почти всегда образуется заметный горбик там, где склейка кончается (обычно под первым-вторым ладом). Порожек и первый лад уходят вниз относительно остального грифа. Начинается звон на первом ладу и, в тяжелых случаях, на открытых струнах; приходится шлифовать лады.
Проблема появляется почти у каждой фабричной гитары с такой склейкой. Я использую выдержанный материал, собираю гриф зимой, при минимальной влажности, и буду клеить толстую накладку. В конце концов, и притереть лады можно, если попердолит. Но все равно — зачем закладывать в конструкцию грифа такой риск? Поэтому от первого типа я отказался.
Второй и третий типы описать сложнее. Волокна древесины там идут уже не вдоль головы, а вдоль грифа, поэтому прочность головы с увеличением угла падает. Очевидный пример — Gibson: их рекордные 17 градусов перегиба в сочетании с мягким красным деревом приводят к тому, что головы ломаются постоянно.
С другой стороны, угла головы около десяти градусов более чем достаточно для того, чтобы струны лежали на порожке, а прочность у такой головы очень приличная. Так устроены грифы Carvin.
Каков минимальный угол? Сложно сказать; к тому же ответ зависит от устройства колков. Приходят на ум современные басы Peavey, типа Cirrus, угол головы у которых составляет около 6 градусов. Видимо, это уже на грани, потому что пазы верхнего порожка на этих басах приходится долго “ловить”, чтобы открытые струны не гремели.
Хороший способ добавить прочности любой “угловой” голове — доклеить на лицевую сторону жесткую пластину. Если бы “гибсон” вместо своей черной фибры использовал трехмиллиметровую кленовую дощечку, то головы на его гитарах отваливались бы куда реже…
Я делаю всего один бас, и не запарюсь наклеить ему на голову отличную пластину, которая закроет вопрос прочности. Выбранный же угол — 8 градусов. Я решил, что карвиновский угол точно есть куда уменьшать, и сделал от него шажок в сторону большей надежности. Никаких проблем с перегибом струн на порожке я в дальнейшем не получил.
Хорошо: угол, пластина… А все-таки голову делать с переклейкой или без? Прежде чем отвечать на этот вопрос, поговорим о разных распилах древесины.
Распил
Считается, что для грифа лучше всего подходит радиальный (quartersawn) распил: “радиальная” заготовка жестче — хотя на этот счет есть разные мнения, — а изменение ее размеров из-за колебаний влажности меньше скажется на рабочей поверхности грифа. Это не значит, что прочие распилы нельзя использовать: на любом фендере распил тангенциальный или промежуточный, и ничего, все живы. Но “радиальный” гриф в среднем все же стабильнее, а стабильность мы любим.
Но почему же тогда радиальный распил не используется в массовом гитаростроении? Может, он не звучит?..
Во-первых, иногда используется. Скажем, грифы американских Charvel последних лет — именно из клена радиального распила. Эти чарвелы делаются на фендеровской фабрике и крайне близки к фендерам конструктивно — вероятно, дизайнеры решили таким образом выделить их на фоне фендеров. Другой хороший пример — наборные грифы на современных ибанезах, там клен обычно имеет более-менее радиальную ориентацию.
Во-вторых, радиальный распил дороже.
В-третьих, есть традиции. Фендер с середины прошлого века делает грифы строго не радиальными. Перейди фабрика на радиалку — тут же выяснится, что все настоящие фендеры остались в прошлом.
А что касается звука… Я много раз читал, что тангенциальный гриф за счет большей гибкости будет поглощать колебания струн лучше радиального, тем самым обогащая тембр в обмен на уменьшение сустейна. В принципе, таких гипотез можно сколько угодно насочинять. Мое мнение таково: если и допустить, что описанный эффект имеет место, он слишком слабо выражен, чтобы им заморачиваться. В слепом тесте ни один музыкант не определит наклон годовых колец на грифе. Определить бы породу древесины…
Поэтому выбирать между вариантами распила по звуку — бессмысленно и непродуктивно. А по всему остальному радиалка вкуснее. Вот и славно, берем радиалку!
Дефекты
Фундаментальное требование к заготовке под гриф — полное отсутствие каких-либо сучков и свилеватостей на округлой части грифа. Полное. Я перестрогал сотни грифов, и могу точно сказать, что любые пороки древесины, так прикольно играющие в отраженном свете, обязательно скажутся на готовой гитаре. В лучшем случае прогиб грифа будет неравномерным. В худшем — напротив сучка вскочит бугор на накладке, из-за которого придется шлифовать или менять лады. Я такое видел десятки раз.
Чем крупнее кусок дерева, тем менее вероятно, что он безупречен. Найти много маленьких хороших дровишек гораздо проще, чем одно здоровое полено того же качества. Поэтому я пришел к выводу, что гриф лучше сделать наборным, из нескольких продольных кусков. Изготовление при этом усложняется незначительно. А раз гриф будет наборный, то доклеивать к нему кусок головы отдельно нет смысла — проще сразу вырезать дощечки нужной формы.
У меня лежало несколько широких кленовых досок тангенциального распила толщиной 25 мм, под фендеровский гриф. Я взял одну из них и нарисовал на ней три клюшки, а потом выпилил их на ленточке. Примерно так:
Этого достаточно, чтобы получить радиальный гриф с головой третьего типа (см. самую верхнюю картинку). Мы выпиливаем из доски несколько фрагментов грифа и наклоняем их на 90 градусов. Тангенциальный распил доски при этом превращается в радиальный распил заготовки.
Итого: предстоит сделать кленовый гриф радиального распила, сделанный из трех продольных кусков, с пластиной на голове грифа. Угол головы составляет 8 градусов. Давайте делать.
Изготовление
Ширина трех кленовых дощечек, сложенных вместе, получалась 25×3 = 75 мм, а ширина грифа у пятки по чертежу — 76. Недостающее я добыл, переклеив три куска клена через шпон красного дерева (толщиной 1,5 мм). Тем самым я заодно избавил себя от проблем с темными клеевыми швами: склейка клена с кленом оставляет заметными даже мельчайшие дефекты, а вот склейка клена с контрастной породой их отлично маскирует. Я клеил заготовку на полиуретан, потому что у него огромное рабочее время. Пока все эти дощечки намажешь…
Главным выводом из этой истории для меня стало то, что наборные грифы — это не пафосно и дорого, а удобно, дешево и красиво. Никаким другим способом получить радиальную заготовку нужного размера я не смог бы. Буду и дальше так делать.
У наборного грифа есть еще одно преимущество: тонкие дощечки лучше просматриваются. Маловероятно, что на готовом грифе вылезет какой-нибудь мелкий дефект типа сучка. А вот цельная заготовка может многое скрывать скрывать в толще древесины. Я видел однажды мастера, у которого на стратокастерном грифе после фрезеровки неожиданно обнаружилась темная жилка. Он страдал.
Деревяшки склеились. Перед склейкой я их подписывал, чтобы расположить в определенной последовательности, минимизируя неоднородность годовых колец.
Уши и пластина
На скорую руку обстрогал лицевую часть грифа.
Прикинул расположение анкера и толщину усиливающей пластины на голову.
Доклеил ушки головы через все тот же шпон. Надо было делать это после фрезеровки анкерного паза, но я не сообразил.
И лучше бы было обойтись без шпона. По моему замыслу, гриф должен был выглядеть как фрагмент бесконечного полотна из кленовых полосок с темными разделителями. Сзади именно так он и выглядит. Но вот на боковой поверхности головы, после фрезеровки контура, эти полоски размазались в стремные пятна. Ближе к делу покажу еще.
Выстругал пластину из пау ферро — жесткую, толстую, красивую.
Она вся полосатая, и ее случайный поворот при склейке недопустим. Поэтому я зафиксировал пластину на две зубочистки, посаженные за пределами контура головы. Склейка опять на пур, он очень хорошо себя ведет с маслянистой древесиной.
Наутро обстругиваю верхушку пластины до слияния с плоскостью грифа:
Почти все:
Пластина будет заходить этим краем под накладку грифа на значительное расстояние. Во-первых, это красиво. Во-вторых, прочность у такой конструкции получается просто исключительная. Накладка как бы переходит в пластину, между ними нет явной границы, и угрозы разлома грифа по ней, соответственно, тоже нет.
Анкер, карбон, контур
К этому моменту мы с Владимиром договорились, что анкер будет выходить в пятку, как на винтажном фендере. Это гораздо проще делается, да и голова получается прочнее и симпатичнее. Так как гриф обещал получиться чрезвычайно жестким и мало восприимчивым к колебаниям влажности, мы решили, что никакой трагедии в его откручивании пару раз в год нет. Тем более, что гриф будет не на шурупах, а на винтах, крутить которые туда-сюда очень легко.
— Владимир, часто ли вас посещает мысль “блин, надо было в колоссусе анкер поудобнее вывести”?
— Мне ни разу не пришло в голову подрегулировать анкер у Колоссуса, в отличие от других басов.
Большую часть паза под анкер я отфрезеровал с помощью параллельного упора. Доклеенные к голове уши помешали мне снять последние пять сантиметров, и пришлось фрезеровать их отдельно по наклеенному шаблону. Стоило сперва сделать паз, а потом доклеить уши, но кто ж знал.
Анкер — двухсторонний, тоненький, в прямом канале. Одним из достоинств такого типа является то, что его можно при необходимости вытянуть из грифа. Для облегчения этой задачи я нарезал внутреннюю резьбу М5 прямо по шестигранному шлицу гайки (которая под ключ 4 мм). Захват ключа при этом ухудшается незначительно, зато при любых проблемах туда же вкручивается обычный длинный винт на М5 и анкер выдергивается наружу. Знали бы вы, как мне не хватает таких вещей в серийных гитарах!
Темная вставочка рядом с пяткой грифа тоже представляет интерес.
Это карбоновый стержень сечением 3 на 9 мм. Он очень жесткий, жестче стали, но при этом не тяжелый. Я посадил его в отдельный паз и залил эпоксидкой.
Зачем он там, и почему он такой короткий и только с одной стороны?
Дело в том, что наш гриф планируется асимметричным. Со стороны пятой струны он будет прямоугольного сечения, и прижат к корпусу аж до 12-го лада. А с другой стороны он будет закруглен, да и пятка грифа там появится только на 22-м ладу. На чертеже видно:
Такой гриф с одной стороны будет гнуться от нулевого лада до двенадцатого, а с другой — от нулевого до двадцать второго. Скорее всего, его прогиб под натяжением струн будет немного несимметричным; на многих синглкатах так и получается. Это явление на мастеровом жаргоне называется “винт”, и ничего хорошего в нем нет.
Вот поэтому-то я и вставил в “мягкую” часть грифа карбоновую палочку — она существенно уменьшит пластичность этой области. Теперь гриф будет легко гнуться только от нулевого до двенадцатого лада. По обеим сторонам. Ура!
Перед тем, как приклеить накладку, я отфрезеровал контур грифа.
Шаблон головы удерживался тремя шурупами на месте колков. Овальные отверстия - для центровки.
Я немного подстрогал гриф до идеально ровной поверхности.
Пора клеить накладку.
Приклейка накладки
Про накладку у меня почему-то нет фотографий. Обойдусь рассказом обо всех важных процедурах.
Часто спрашивают о нарезке мензуры. Главное - вот что: пилить ее вручную нет никакого смысла, особенно в 2024.
Сейчас полно мест, где могут отфрезеровать мензуру на ЧПУ (а заодно и дырки под инкрустацию). Я поступил еще проще: отвез накладку Десневу, у которого есть прекрасный станочек для этого дела, сделанный из плиткореза и штангенциркуля. Кто в Москве и планирует повторить мои опыты — езжайте к нему, он и вам напилит. Точность достаточная.
Я думал приспособить для разметки будущих накладок ленточную пилу, но в итоге просто завел ЧПУ-фрезер, как все нормальные люди :-)
Интересная история была с недостатком длины. У накладки планировался длинный хвост-thumbrest — 73 мм от последнего лада!.. Моей накладке не хватило примерно четырех сантиметров. Я не стал горевать, а вместо этого нарубил из обрезков этой же накладки коротких узких палочек и склеил из них хвост. А чтобы верхний бортик выглядел цельным, подклеил туда длинную щепку. То есть хвост накладки собран по кусочкам, примерно так:
Клеил я на суперклей, он не боится масла и прозрачный. В итоге продольные склейки растворились в прожилках макассара, а крупную торцевую можно углядеть, если постараться, — но она совершенно не бросается в глаза. Прочность в этом месте не проблема, там под накладкой пятка грифа.
Наконец, сама склейка грифа и накладки прошла хлопотно. Казалось бы, обе заготовки еще прямоугольные; что может быть проще, чем их склеить?.. А вот.
Все дело в полиуретановом клее. Из-за образования пены он дает очень скользкий шов, и две зубочистки, на которые я зафиксировал накладку, тихо переломились при затяжке струбцин. Уползший край накладки я заметил только минут через пятнадцать — и чуть не обосрался, потому что полиуретановую склейку не всегда удается разделить. Сострагивать криво посаженную накладку очень не хотелось… Спасло меня то, что у пура огромное рабочее время — около получаса. Поэтому я успел переориентировать накладку, зафиксировать ее на шесть зубочисток и затянуть струбцины снова. Склеилось все хорошо, без щелей.
Профиль грифа
Вот оно, то самое страшное дело, приковавшее меня к дивану! Для начала я обрезал пилой все особо выпирающие куски. Подпалины остались от циркулярки — я возил к приятелю заготовку, чтобы снять лишний сантиметр толщины.
Задолго до всей этой истории я наткнулся на замечательный рассказ об изготовлении электрогитары, написанный каким-то американцем. Очень рекомендую. Мужик интересно пишет, разбирает все свои косяки и показывает картинки. Я до сих пор иногда возвращаюсь к его текстам. Так вот, там есть отличный абзац, в котором написано почти все, что надо знать о вырезании профиля грифа:
Резать профиль можно по-разному. У всех мастеров свои методы. Я нахожу очень грамотным “геометрический” алгоритм Моттолы, и много раз им пользовался в дальнейшем. Но тогда у меня еще не было ленточной пилы, а руки уже чесались. Поэтому я сделал проще по описанию и сложнее по сути: вывел два фрагмента грифа, в начале и в конце, в соответствии с эталоном…
…и начал убирать все лишнее между ними.
Эталоном выступал гриф от другого баса Владимира — Warmoth Gecko 5 Small. Единственная его особенность — асимметричный профиль. В связи с этим карандашная линия, отмечающая самую толстую часть грифа, проходит не по центру:
Еще на этой фотке виден странный инструмент — напильник? Рашпиль? Ни то, ни другое. Это называется Iwasaki или Razor File. Они сейчас в моде, даже у Bahco в каталоге есть подобный инструмент. А я свои “ивасаки” купил у соседа.
Дело было так: прихожу я в мастерскую гриф пилить, а рашпиля-то и нет! Позорище. Но я вспомнил, что встречал какие-то замороченные японские рашпили, роясь в поставках Hosco на соседском складе. Сходил к соседу, взял попробовать самый мелкий. Стоил он дофига, но мало ли, думаю, — вдруг он волшебный.
На следующий день я купил у соседа не только этот мелкий рашпиль, но и остальные три такого же типа. Это фантастические инструменты. Они снимают материал с сумасшедшей скоростью и оставляют после себя идеальную, как после рубанка, поверхность. Работать ими труднее, чем традиционными терками: требуется внимательно следить за руками и чувствовать инструмент. Но результат того стоит, ей-богу. Ничего лучше я никогда не встречал.
Ножам тоже нашлось применение:
Самое главное — не запилить уголок пятки, чтобы она выходила из корпуса полным сечением.
Владимир оставил мне свой Gecko, и я точно перенес с его грифа все формы с помощью вот этой штуки (называется profile gauge):
Так понемногу выстругивается профиль грифа.
После ножей, стругов и рашпилей используется цикля:
И уже под самый конец — наждачка. Я ее терпеть не могу — пыльная, шуршит противно, — и стараюсь режущими инструментами сделать 99% работы, а шкуркой только самый финиш. При желании можно использовать и то и другое в обратном соотношении — если, например, у вас нет таких прекрасных рашпилей, или вы не любите точить циклю.
Хотя в некоторых местах без крупной шкурки никак не обойтись.
Вырванные волокна, которые иногда образуются при строгании, можно просто залить суперклеем и вышлифовать. Масло на него отлично ляжет. У меня сильно покололо один из кусков шпона, но на готовой гитаре заметить это невозможно.
Volute
Это слово, сомнительно переводимое на русский как “волюта”, обозначает специфический бугорок под верхним порожком. Он делается для красоты и усиления головы грифа. Пришел этот бугорок из мира смычковых:
Как видно, там это позволяет сделать красивый переход между поверхностями затылка и грифа. У гитар такой разницы по толщине между головой и грифом нет, поэтому volute делается произвольного размера и формы.
Голова “Колоссуса” и так усилена мощной пластиной, поэтому бугорок ей нужен только для красоты. Возможно еще, что на него приятно натыкаться рукой, когда та скользит к началу грифа, но так-то басисты и без бугорков справляются.
Наша волюта спрятана в толще вот этого драного клена:
Большую часть лишнего материала я неожиданно легко снял насадкой-рашпилем в сверлильном станке. На эту мысль меня натолкнул опыт Падалки, который использовал сверло Форстнера с той же целью.
А дальше вручную делается такое вот:
Форма у бугорка нетипичная. Мои глаза и пальцы захотели, чтобы было так, и я не стал им мешать. И большим пальцем должно быть круто в эту ямку упираться…
Когда тыльная сторона грифа была завершена (исключая самую-самую мелкую шлифовку под покраску), я занялся лицевой. Вывел приблизительный радиус накладки рубанком и начал заниматься инкрустациями.
Инкрустации
Я-то думаю, что на лицевой стороне они не нужны. Нет ничего красивее, чем отполированное до шелковистого отблеска черное дерево, на котором ярко сияют лады. А ориентируются музыканты все равно по боковым точкам, а не по тем, которые на морде.
Однако Владимир имел другое мнение на этот счет и даже придумал красивую внутреннюю логику инкрустации:
Вчера в полудреме в голову пришла идея разметки ладов.
Имеем большие, средние и маленькие точки.
На двенадцатом ладу — одна большая и две маленькие.
На пятнадцатом — одна большая и одна средняя.
На семнадцатом — большая, средняя и две маленьких.
На девятнадцатом — большая, маленькая и большая.Слегка загадочно и весьма логично.
Если вы не поняли, что же тут логичного, то я подскажу: это римские цифры, только с кружочками трех размеров вместо I, V и X.
Поползли эскизы в этом направлении. В процессе выяснилось, что точки не должны быть видны очень хорошо, и вообще, что они больше для хозяина, чем для зрителей. Вот один из первых вариантов:
Стало понятно, что ближе к концу грифа получается слишком большая плотность точек, и я убрал кружочек-десятку с последних ладов. Этот вариант мы и утвердили.
Кружочки диаметром 2, 4 и 6 мм я сделал из латуни. Ее, во-первых, навалом (купил стержней в “ОБИ”), а во-вторых, она отлично сочетается по цвету с бронзовыми ладами.
Напилил кружков:
Распечатал из “рино” бумажку-шаблон, наклеил на гриф, просверлил.
Забил кружочки в отверстия и залил суперклеем.
Через час вышлифовал латунь, а заодно и остальной гриф:
Тут же стало ясно, что выравнивать точки надо было не по центру, а по верхнему краю. По 19-му и 21-му ладу очень хорошо заметно. Впрочем, на готовом инструменте эти точки мало кто видит, их заслоняет толстенная пятая струна.
Заодно поставил лады (Sintoms, бронза 2,3 - люблю не могу) и боковые точечки. Они самые обычные, из белого пластика. Потому что их функция гораздо важнее красоты.
Кстати, на двадцать четвертом ладу я поставил одну точку, а не две, как положено. Зачем там две? И так видно, что лад последний. Через неделю принесли чинить какой-то ибанезовский бас, и оказалось, что ибанез думает точно так же :)
Крепление и угол грифа
Следующий этап — установка резьбовых втулок.
Поскольку вгонять втулки, рассчитанные на ДСП, в твердое дерево мучительно, я сделал специальный метчик (из такой же втулки). Им легко нарезать резьбу даже в клене.
В дальнейших проектах я перешел на самонарезающие втулки под М5, типа таких. С ними все куда проще.
Когда я прикрутил гриф к корпусу, оказалось, что он установлен чуть ниже, чем надо: седла на бридже пришлось бы опустить до минимума, чтобы добиться нормальной высоты струн. Видимо, я сделал слишком глубокий паз под гриф. Эту проблему я решил, изменив угол наклона грифа.
Край пятки возле двенадцатого лада выглядел так:
То есть ее плоскость была заметно, на 1-2 мм, выше поверхности грифа. Подстрогав пятку с этой стороны, я изменил угол грифа менее чем на полградуса, — однако этого оказалось достаточно, чтобы закрыть вопрос чрезмерной высоты струн.
После рубанка пришлось немного подправить все поверхности рядом с пяткой, но это была очень приятная работа.
Финал
Сделал и вклеил по всей длине могучий костяной порожек. Дошлифовывал я его уже после установки, вместе с остальным грифом.
По грифу я прошелся мелкими мягкими шкурками, дойдя примерно до 320-го зерна.
Вот и весь гриф. Остальное делалось уже ближе к сборке — вышлифовка, нанесение логотипов, покраска, закатка ладов.
Теперь надо рассказать о корпусе — прошу в следующую часть. Ну, или можно сходить в предыдущую за дровами.
МТ21 января 2024