Colossus, часть вторая: древесина
Выбор древесины для изготовления цельнокорпусных гитар окружен таким количеством мифов, что даже и непонятно, с чего начинать.
Сколько всего написано в интернете — жуть. Оказывается, на хорошие гитары идет только древесина, которую выдерживают десятилетиями под навесом на свежем воздухе — вот прямо про серийные фендеры такое заявляется иногда.
Одновременно существует и мнение, что жадная промышленность сушит дрова в микроволновках, а не под навесом, в процессе такой сушки пар разрывает волокна — и дерево перестает звучать; вот потому-то, мол, серийные гитары и не играют как следует.
Как такой клубок заблуждений распутывать? Хорошо, что эта статья не о заблуждениях, а о том, где я добывал древесину на свой первый бас. О тонвуде потом поговорим.
Откуда вообще берутся маленькие аккуратные брусочки, пригодные для изготовления музыкальных инструментов хотя бы по габаритам? Типа таких:
Их, конечно, не отрезают такими прямо от ствола.
Ствол спиленного дерева распускается (т.е. продольно распиливается) на пилораме. Получившиеся доски также иногда проходят через промышленный рейсмусовый станок (рейсмус), который выравнивает следы от пилы и доводит толщину до стандарта - скажем, 50 или 30 мм, если мы в метрической части света. Но и после пилорамы размер выдерживается довольно точно.
Выглядит эти машины, например, так:
На самом деле это не важно. Мне все равно, какие у этих машин режимы работы и какие варианты; я имею дело с уже обработанной древесиной, но не с самими станками.
Многометровые доски, полученные в результате роспуска бревен, простой смертный уже может купить.
Большая часть столичных организаций, торгующих древесиной такого формата, сосредоточена в Химках. Самые известные — Bohmans и Woodstock. В плане ольхи и клена меня очень выручал Орис-трейд.
Доски делятся на две категории: необрезные, которым в наследство от ствола остались неровные края с корой, и обрезные, у которых края отпилены под прямым углом (какие именно выбирать - вопрос не первой важности; обычно берешь, что дают). Еще эти доски обычно очень длинные, редко бывают меньше двух с половиной метров. Если не распилить прямо при покупке, то не во всякую машину влезет. И таскать неудобно. На фото — необрезная ольховая доска, упирающаяся мне в плечо, несмотря на внушительную длину лесовоза.
Промышленные станки оставляют после себя неровную, “волосатую” поверхность, которая активно собирает грязь. Мягкая светлая древесина вроде ольхи быстро темнеет снаружи и становится неприятна и на вид, и на ощупь. Из-за этого при покупке бывает трудно рассмотреть текстуру; один мой знакомый даже берет с собой рубаночек, чтобы очищать приглянувшиеся доски. Нашел фотку у себя в архиве — обрезная доска выглядит примерно так:
Обратите внимание, насколько различается цвет узкой и широкой грани.
Чтобы из большой грязной доски получилась маленькая и чистая, ее приходится снова засовывать в станок, только на этот раз уже в мелкий, — он менее производителен, чем промышленный, но оставляет после себя аккуратную поверхность. Заодно в процессе “очистки” доски ее толщина доводится до нужной (например, из 50мм делаются 45), а также убираются коробления, возникшие в процессе усушки больших досок. Это можно делать и вручную, но станки очень ускоряют процесс.
Вот та же доска с верхней фотографии, но уже попиленная и побывавшая в мелком рейсмусе:
Так кончается подготовка материалов и начинается изготовление инструмента.
Париться с длинными уродскими досками не обязательно — есть много мест, где вам продадут готовые аккуратненькие брусочки нужного размера. Например, на stewmac.com полным-полно заготовок. Из отечественных вспоминается musicwood.ru. Но есть и минусы:
- получается значительно дороже;
- при дистанционном заказе трудно проконтролировать направление волокон, отсутствие сучков и т.д. — что пришлют, то и пришлют.
Для мелкого гитаростроения это очень хороший вариант. Но я все равно предпочитаю закупаться дровами с большим-большим запасом по всему. Пусть лежат, заодно подсохнут. Станков я тогда еще не завел, поэтому возил деревяшки для “колоссуса” на финишную доводку к знакомым.
Кстати, я ни разу не встречал в продаже достаточно высушенную древесину. В первую зиму, с падением влажности воздуха, свежие доски обычно крючит, но после этого они более-менее стабилизируются — то есть, после зимовки с ними можно работать.
Конечно, древесина всегда будет немного менять размеры из-за колебаний влажности. Но зимняя сухость выгоняет из нее не только свободную, но и связанную влагу, по крайней мере частично, — и дай бог, чтобы эта влага вышла до того, как доска станет гитарой!
Это картинка из хорошего текста о влажности древесины — рекомендую.
Ольху и клен для своего баса я почти сразу после приобретения свозил к знакомым в большую столярную мастерскую. Мы с товарищем обстрогали на станках все дрова до нужной толщины и были таковы. Но это было летом. А зимой оказалось, что заготовки слегка повело (тот самый выход связанной влаги), — так что я очень рад, что полгода ковырял в носу, а не делал бас. Заготовку легче обстрогать, чем готовый инструмент.
Впрочем, зимы ждать не обязательно. Есть специальный бытовой прибор — осушитель, специализированный на вытягивании влаги из воздуха. Достаточно поставить такой прибор в плотно закрытый чулан с дровами — и они отлично высохнут. Вот сушилка у Лепского:
Более того: существуют даже специальные измерители влажности древесины. Чтобы уж наверняка.
Все эти вещи выходят за рамки рассказа об изготовлении баса. Упомянул я их, чтобы чтобы донести главное: не следует использовать совсем свежую древесину, ее гарантированно поведет при “зимней” влажности (20-30%). Продавцам, которые заявляют об идеальной сухости своей древесины, тоже лучше не доверять. Если вы гитарничаете дома, то никуда не торопитесь и дайте деревяшкам отлежаться хотя бы одну зиму — при условии, что она у вас суровая, — чтобы потом не строгать гриф. Сухости древесины следует уделить большое внимание.
А вот музыкальная древесина, в контексте цельнокорпусных гитар и басов, — это фантом. Конторы, торгующие “звучащим деревом”, покупают его там же, где и я — в Химках. Ну, может, всякую экзотику везут из-за бугра. Нет и не может быть никакого специального звучащего ясеня. Просто звучащий ясень — есть: из него делают мебель и паркет, и гитары вот иногда. Если гитара не играет как надо, то это точно не из-за того, что дерево, из которого она сделана, называлось в прайс-листе “пиломатериалом”, а не “tonewood”.
Вернемся к басу.
Ольху на его корпус я нашел в “Орисе”. Там как раз был завоз очень качественной ольхи — однородной, без сучков и свилеватостей, вооот такой ширины.
Клен на гриф — уже и не помню, где покупал. Кажется, в “Вудстоке”. С обычным кленом нет никаких проблем: под гриф нужны маленькие заготовки, которые всегда находятся. Как всегда, заготовки на гриф выбираются без сучков и без подозрительных мест вообще (про волокна, радиал, тангентал и т.д. мы еще поговорим).
С топом было хитрее. Хороших кленовый досок нужной ширины (под распил книжкой) у меня в запасах не нашлось, и в Химках тоже. Утомившись, я заказал их в “мюзиквуде”. Два раза. Почему два — еще напишу.
Макассаровая дощечка для накладки грифа приехала с ебея. Вообще-то, особых проблем с черным деревом и в химкинских магазинах нет. Трудность только в том, чтобы купить его мало. Менеджер вудстока может предложить только здоровое бревно по соответствующей цене. Опять же — на больших масштабах это, наверное, отличная тема. Но мне много не надо, а отдельные накладочки удобнее таскать из-за бугра.
Прикол в том, что на момент заказа я даже и не знал, что это макассар. В описании лота было написано, что это просто эбони. Тем приятнее было обнаружить характерные рыжевато-серые прожилки на приехавших накладочках. Причем Владимир был согласен на любое черное дерево, но мечтал именно о макассаре. Повезло.
Пластину для морды головы грифа я выпилил из куска пау ферро. Очень жесткая и тяжелая древесина, в большинстве прайсов идет как “палисандр сантос”, хотя к палисандру — ботанически — не имеет отношения. Это просто недорогая замена последнему, значительно превосходящая его по плотности. Я когда-то купил в вудстоке несколько длинных досок с радиальным распилом, рассчитывая настричь из них накладок — но пока стригу только всякие мелочи…
Итак, дрова выбраны, подготовлены и даже высушены путем долгого лежания на диване. Лежал я не просто так, а с ноутбуком, в котором чертил будущий бас. Об этом — в прошлой части, а о создании грифа — в следующей.
МТ20 января 2024