Как сделать переключатель с актива на пассив
Установка переключателя на пассив — удивительно востребованная среди музыкантов модификация. Делается она обычно для душевного спокойствия, а не потому, что кто-то разорился на батарейках: просто приятно иметь своего рода “докатку”, запасную систему, которая позволит доиграть, если вдруг батарейка села и преамп захрипел.
Это статья рассказывает, как обойти преамп, расположенный в темброблоке инструмента (как правило, бас-гитары). Рассматривать модификацию активных датчиков мы не будем — тем более, что пассивный режим на большинстве из них невозможен в принципе, несмотря на не прекращающиеся попытки музыкантов его найти :-)
— пассивная электроника работает без источника питания (т.е. батарейки, если мы говорим о гитарах);
— активная электроника его требует обязательно.
Я буду использовать производные от этих терминов — например, пассивная гитара или активный сигнал. Они не всегда технически корректны, но их смысл, думаю, понятен без пояснений.
Зачем обходить преамп? Приведу несколько причин:
Инструмент с пассивными датчиками и переключенным на пассив темброблоком играет даже при севшей или отсутствующей батарейке;
Некоторая аппаратура, особенно классические фузы, может некорректно работать с активным сигналом, — переключение на пассив решает эту проблему;
Переключатель актив-пассив при наличии на борту эквалайзера может использоваться как байпасс последнего: пассивный режим тембрально соответствует нейтральному положению ручек эквалайзера, а активный окрашивает звук так, как выставлены эти самые ручки. Правда, само переключение обычно не бесшумное, так что полезность этого метода под вопросом… Но в гитарном мире встречаются и более сомнительные идеи.
Как видно, в случае не только активного преампа, но и активных датчиков (что совсем не редкость, например, на Warwick) значимых преимуществ переключатель на пассив не даст: ни отказаться от батарейки, ни выдать пассивный сигнал не получится. Разве что эквалайзер можно будет быстро отрубать, но это не самая востребованная опция. Поэтому на инструментах с активными датчиками я не рекомендую добавлять переключатель на пассив.
Простейший случай: громкость перед преампом
По традиции, начнем с базовой логической схемы пути сигнала в типичном активном джаз-басе:
Наша задача — обойти преамп. Для начала решим ее самым тупым способом: сделаем обходную ветку и будем переключаться на нее DPDT-переключателем. Обходная ветка — снизу:
Если изобразить переключатель в более привычном виде, получим вот что:
Приведенная схема абсолютно функциональна, и нередко встречается в официальной документации. Вот, например, фрагмент инструкции к Bartolini NTMB (вместо баланса там две громкости, но сути это не меняет):
Однако эту схему есть куда улучшать. Хорошим тоном является замыкание входа преампа на землю в пассивном режиме1. Небольшая модификация схемы позволяет его добавить на все тот же DPDT-переключатель:
Именно такой вариант мы используем в мастерской при добавлении переключателя актив-пассив; его же рекомендуют многие производители басовой электроники. Например, Aguilar OBP-3:
И все бы хорошо, однако на многих басах, не имеющих штатного переключателя на пассив, громкость стоит после преампа, а не до, — и это совсем другая история…
Громкость после преампа
Логическая схема в этом случае выглядит почти так же:
Но обойти преамп тем же способом, что и в прошлый раз, уже не получится. Причина в том, что номинал потенциометра громкости, стоящего после преампа, в большинстве случаев составляет порядка 25-50 КОм. Использовать такой номинал с пассивным сигналом нельзя — тембр сильно помутнеет; типичный номинал для “пассивной” громкости на порядок больше, 250 КОм.
Поэтому с громкостью после преампа надо что-то делать. Есть два варианта:
- Заменить громкость на номинал побольше — те же 250К. Кстати, именно такой вариант предлагает Bartolini в своей инструкции. В крайних положениях громкость будет работать безупречно, однако регулироваться может не плавно, и заодно портить тембр в промежуточных позициях2.
Перенести громкость на другую сторону от преампа: вынуть родную громкость из цепи, отправить сигнал с преампа напрямую в гнездо, и поставить новую — “пассивную” — громкость перед преампом. Мы предпочитаем именно этот вариант, потому что громкость в нем, как правило, регулируется более предсказуемо в обоих режимах.
Справедливости ради, пассивная громкость тоже бывает не очень плавной. Более того, этот вариант меняет тембр датчиков даже в максимальном положении громкости и в активном режиме — правда, изменение это едва ли заметно на слух.
Двухканальный преамп
Иногда попадаются преампы, в которых два датчика усиливаются независимо, еще до смешивания. Потенциометр баланса в этом случае может отличаться от стандартного пассивного. Таков преамп Musicman Bongo и некоторых современных Ibanez.
Это уже хардкор, и лучше бы в такие басы не лазить вовсе… Но бывают клиенты, которым принципиально иметь пассивный режим, чтобы не париться из-за батарейки, даже если та садится раз в год. Я и сам такой. Вот несколько рекомендаций на этот случай:
Нет, правда, забейте :) Батарейки приходится менять очень редко. Плюс сейчас есть классные литиевые “кроны” с юсб-портом для зарядки, выдающие честные 9 вольт. Можно их купить три штуки, и всегда держать одну на зарядке, одну в гитаре, и одну про запас.
(не знаю, для кого я это пишу — сам себя я точно не убедил)
Если баланс не пассивный (у Бонго, например, это простой одноэтажный пот со средней точкой), можно перейти со схемы “громкость + баланс” на схему “громкость + громкость”. Родной баланс при этом устраняется, а на его место ставятся резисторы так, чтобы имитировать среднее положение.
Можно пересобрать схему “громкость + баланс”, используя пассивный баланс без объединения выводов и двухканальный потенциометр громкости для раздельной регулировки сигналов. Не пробовал, но должно сработать.
Можно сделать не полноценный пассивный режим, а сугубо аварийный: подключать только один датчик напрямую в гнездо. Чтобы доиграть репетицию, если батарейка села, его достаточно. А паяется такой вариант гораздо проще.
Для переключения по схеме выше понадобится на одну контактную группу больше: входа-то два теперь. Поэтому DPDT-свитч уже не подойдет, нужен как минимум 3PDT. Это можно обойти, переключая только выход с преампа, о чем далее.
Упрощенное переключение на пассив
Напомню, как выглядит простая схема переключения с актива на пассив:
Можно сделать ее еще проще, переключая только правую часть:
Чем такое упрощение грозит? Обычно ничем: входное сопротивление большинства преампов составляет порядка 1 МОм, что практически не влияет на сигнал. Такую схему штатно используют Warwick. Но схема, в которой вход преампа замыкается на землю, разобранная выше, более универсальна и надежна, и лучше использовать ее.
Вариант с переключением только выхода пригодится, если имеется всего одна контактная группа (SPDT-свитч), или если у преампа два входа, а 3PDT ставить некуда. Такие случаи редки.
Кстати, батарейка все еще расходуется
Во всех приведенных схемах питание не отключается — поэтому батарейка продолжает разряжаться, хотя бас играет в пассиве и в ней не нуждается. Может, можно и батарейку отключать? В принципе — можно (тем более, мы освободили для этого контактную группу в предыдущем пункте), но включение питания одновременно с преампом дает такой ТЫЦ в динамик, что ценность этой схемы сомнительна. Поэтому отключение питания при байпассе преампа не практикует практически никто, исключая Warwick на некоторых моделях.
Что надо запомнить
Байпасс преампа при активных датчиках практически бесполезен.
Громкость должна стоять перед преампом. Если стоит после — перенесите ее вперед с заменой на типичный номинал для пассивки (250К или 500К).
Самая правильная схема переключения на пассив — вот эта:
Если у вас преамп с независимым подключением датчиков, то горе вам.
Все эти правила можно нарушать, если понятно зачем. Как именно нарушать — написано в предыдущих разделах.
Благодарю Олега из Shift Line и Василия Каширина за факт-чекинг и уточнения по теоретической части, в которой я совершенно не силен.
Вот что сообщает по этому поводу Василий Каширин:
В некоторых случаях незаземленный выход (с бесконечной нагрузкой) может вызвать осцилляции хреново спроектированного преампа. Ну и также при включении щелкать будет, если разделительные конденсаторы не разряжены.
↩︎И снова слово Василию Каширину:
номинал потенциометра в конце цепи вместе с ёмкостью шнура будет создавать ФНЧ. чем больше пот по номиналу, тем больше будет срез, когда он будет не на полную громкость выкручен.
↩︎
15 октября 2024