Почему эпоксидка крута, и почему я ей почти не пользуюсь
Ох, сколько же раз я это читал: “эпоксидка не подходит для ремонта музыкальных инструментов”. И шов у нее хрупкий, и звук портится, и не держит, и вообще… На гитарных форумах отчего-то любят ругать эпоксидку, и совершенно не заслуженно. Расскажу о своем опыте.
Преимущества
Прежде всего, эпоксидный клей — хороший и подходящий. Судите сами:
Прекрасная адгезия к сухой древесине (трудности случаются только с маслянистыми тропическими породами) и к большинству материалов;
Не вязкий: хорошо проникает в поры древесины;
Не содержит воды, не пердолит заготовки;
Долгое рабочее время: в типичном случае не меньше 20 минут;
Независимость от доступа воздуха: эпоксидный шов никогда не останется сырым, как это бывает в глубине больших склеек типа гитарных топов.
Остатки пусть и не удаляются легко, зато шлифуются в пыль: никакой тебе резины. Это, кстати, и претензий к звуку касается: если клей застывает в стекло, как он может что-то испортить?!
Сам клеевой массив — прочный и стабильный материал, хорошо цепляющийся сам к себе. Поэтому на качество подгонки поверхностей и силу сжатия деталей эпоксидке наплевать. И разные выбоины и сколы она отлично заполнит. Эпоксидкой можно не только склеить гитару, но и отлить из нее новую.
Особенности и ограничения
Почему же мнение о непригодности эпоксидки в гитарном деле остается популярным? Я-то подозреваю, что кто-то перелил отвердителя :-) Но могу представить и другие причины.
В акустических гитарах действительно есть места, где использование эпоксидной смолы — моветон. В первую очередь это гриф, посаженный на ласточкин хвост. Если его приклеить на эпоксидку, то разобрать склейку без героизма не получится: мездровый клей и неводостойкие ПВА отпариваются через дырку в накладке, а эпоксидка нет.
Возможность перестановки грифа на акустике очень ценна из-за общей ползучести корпуса; терять ее плохо. С другой стороны, на традиционных классиках гриф объединен с нижним клецем (“испанский сапог”), поэтому в принципе не может быть переставлен — но вот на это никто не жалуется. Да и в целом переврезка грифа — исключительно редкий ремонт.
Читал, что эпоксидка якобы слишком хрупкая и от резких ударов может колоться и отваливаться. Вероятно, это утверждение растет еще из советских времен, когда трудно было достать что-то кроме продукции дзержинского завода, а о пластификаторах в мастеровой среде вряд ли кто-то думал. К настоящему же моменту можно купить хоть черта лысого, а большая часть смол в потребительской упаковке уже пластифицирована (если не пластифицирована, то не называется “модифицированной”). Особенно это относится к сдвоенным шприцам “permatex”, “bison”, “момент” и т.д., которые нередко дают настолько резиновый клеевой массив, что его пластичность не помешало бы уменьшить. Кому интересно, копайте дальше сами: epoksid.ru.
У меня пару раз бывало, что эпоксидный шов отказывал вроде бы на ровном месте и полностью, — но во всех случаях причиной оказывалась слишком маслянистая древесина (пау ферро, палисандр). Масла эпоксидка очень боится, тропическую древесину следует обезжиривать ацетоном непосредственно перед склейкой. При соблюдении этого условия ничего не отваливается.
Некоторую трудность представляет удаление остатков смолы вокруг склейки. Это существенный минус. Однако сложность удаления эпоксидки компенсируется ее долгим рабочим временем. Большую часть клея получается снять ватной палочкой или тряпкой с уайт-спиритом; время на это есть. Застывшую смолу приходится убирать механически, но даже это иногда является плюсом: как я уже писал, клей хорошо заполняет сколы лака по краям трещины.
Простейший метод защиты от подтеков эпоксидки — вымазать окрестности склейки восковой пастой: от жирных поверхностей смола после высыхания отскочит сама, без всяких тряпок.
Мой опыт
На протяжении многих лет эпоксидка была моим основным ремонтным клеем. Все трещины грифов, разломы, лады, накладки, шпонирования — ВСЁ. Я тогда учился у Павла Деснева, прекрасного гитарного мастера, с которым мы много лет проработали вместе. В те годы он часто использовал эпоксидку для ремонтов, и я перенял от него эту привычку. Но сейчас я пользуюсь эпоксидными смолами все реже и реже, да и он, кажется, тоже…
Думаю, эпоксидка — очень подходящий клей для начинающего мастера. Она прощает почти все: толстый шов, долгую возню со струбцинами, а во многих случаях — и неверное положение деталей. Так, перекошенную накладку, приклеенную на эпоксидку, очень легко отогреть утюгом и шпателем (любой другой клей, кроме мездры, разобрать труднее). Это сочетание свойств уникально.
Основной недостаток
Я считаю, что минусов у эпоксидки три: относительно трудное приготовление смеси, возня с твердыми остатками клея и, самое главное, — заметный темный клеевой шов. Даже при идеальной подгонке поверхностей на светлом дереве от эпоксидки вылезет тонкая темная полоса. Но никто и не ждет, что после ремонта трещина пропадет полностью, поэтому это более-менее простительно. Возможно, полностью прозрачные смола и отвердитель дают невидимый шов, но это надо проверять.
(тайтбонд бы такой полосы не дал, скорее всего)
На что я перешел
Теперь, когда я научился стричь рубанком стружку толщиной меньше волоса, вопрос качества подгонки поверхностей совершенно перестал меня беспокоить. Кроме того, я набрался опыта по разным склейкам, поэтому мне теперь не нужно много времени, чтобы размещать и затягивать струбцины. Все это привело к тому, что я почти перестал пользоваться эпоксидкой: ее надо отмерять и мешать, убирать излишки вокруг склейки, остатки мучительно шлифовать — да ну нафиг! То ли дело тайтбонд.
Кстати, я с удовольствием пользуюсь “зеленым” тайтбондом, который Titebond III Ultimate. Фишка в том, что его рабочее время — 10 минут, а не 5, как у “красного” Titebond I.
Например, пластину в голову гибсона я вставляю теперь без всякой эпоксидки. Вот недавно сделал SG 73-го года, швы чище некуда, не придерешься:
(на форумах могут сколько угодно трындеть о том, что, мол, только первый тайтбонд хрупкий и поэтому звучащий, а остальные слишком резиновые, — но я-то знаю, что в хорошей склейке клея почти не остается, там нечему проявлять акустические свойства. И потом, еще ни один гитарист на свете, взяв аккорд, не возмущался: “ах, сударь, как вы посмели склеить мою гитару на немузыкальный клей, который я так отчетливо слышу в тембре?..”)
Еще применяю полиуретановый клей (пур). Его плюсами являются получасовое рабочее время и четырехчасовое отверждение, что очень удобно. Но меня бесит повышенная ползучесть деталей на мокром клее и противные пузыри по краям шва. На крупных голых деревяшках я его иногда использую. На ремонтах голов и на разных мелочах тайтбонд мне милее. По конечным результатам, применительно к гитарам, это одно и то же. Швы получаются отличные.
Что осталось эпоксидке
Несколько специфических задач:
Заливка и шпатлевание;
Склейка плохо подогнанных друг к другу поверхностей, которые нельзя подогнать и стянуть;
Сверхсложные склейки, где требуется текучесть клея в течение долгого времени;
Длинные узкие трещины, куда тайтбонд и пур могут просто не затечь из-за своей вязкости (тут эпоксидка конкурирует с цианоакрилатами);
Склейка не-деревянных поверхностей: алюминий, микарта, карбон… (опять же, альтернативой является ЦА и пур)
И все.
Таких ситуаций в гитарном деле мало. Поэтому ведра с эпоксидкой и отвердителями стоят у меня под верстаком и понемножку покрываются пылью. Поксипол и ему подобные используются несколько чаще, но все равно намного реже тайтбондов и супера.
Только это совершенно не значит, что эпоксидка — плохой клей. И свои применения у нее имеются.
Вот я приклеил шпон на тушку баса:
Просто вымазал поверхность густой эпоксидкой, положил два листа шпона, прокатал их по всей площади, зафиксировал скотчем и поставил сверху что-то тяжелое.
А вот эпоксидная заливка инкрустации - до и после фрезеровки:
А при склейках грифов эпоксидка нередко используется и как клей, и как шпатлевка одновременно — с другими клеями такие трюки не проходят:
В общем, это важный инструмент в арсенале гитарного мастера, отказываться от которого глупо.
Чужой опыт
Уже упомянутый Павел Деснев склеил на эпоксидку столько гитар, что его бы уже давно затюкали недовольные клиенты, если б та плохо держала. А он работает с начала нулевых и до сих пор, — и клиенты его затюкали только в том смысле, что от них отбоя нет.
Михаил Стрельцов, известный волгоградский мастер, создатель Lorance, на эпоксидке собаку съел, и на мой вопрос о долговечности эпоксидного шва ответил так:
Особых признаков деградации не встречал. […] Я использую эпоксидный компаунд для приклеивания грифа и бриджа (20г), а для пластиковых корпусов ещё и для приклеивания кронштейна под гриф и контробечайки (60 г).
[…] В прошлом году я ремонтировал свою же гитару 1988 года “рыбий хвост”, корпус склеенный на эпоксидку из двух чертёжных липовых досок - всё на месте, ни один шов даже не проявился (эпоксидка из магазина)
Семен Падалка порекомендовал мне клеить топы на эпоксидку, охарактеризовав это как наиболее предсказуемый вариант.
Frets.com, Stewmac и другие западные источники тоже не сообщают о том, что эпоксидка не подходит для гитар. То же касается и специализированной литературы.
Вот и выходит, что непригодность эпоксидного клея для гитар — форумный миф.
19 июня 2015