Восстановление ЛКП, easy level
Есть один бас. Тонирован в серый цвет, щедро залит матовым лаком. Это на фабрике. А у меня этот бас оказался, потому что хозяин уронил на него какую-то другую гитару. В результате образовалось несколько сколов на лаке, которые надо попытаться исправить. Метод стандартный:
- заливка скола подходящим веществом (лак, эпоксидка, цианоакрилат),
- выравнивание поверхности,
- тонирование,
- покрытие лаком.
(последние две процедуры - по необходимости)
Это сложнее, чем кажется
Косметические ремонты, как правило, - очень нервная работа с непредсказуемым результатом.
Толщина лака различается даже в пределах одного инструмента, - а ведь лак приходится шлифовать и полировать! Поэтому я вообще не берусь за такой ремонт, если не уверен, что не сделаю ХУЖЕ, чем есть. В конце концов, это всего лишь сколы.
Радикальный способ решения проблемы называется “перекраска гитары”. По сравнению с заливкой отдельного скола он чрезвычайно дорог и сложен. Но в случае очень сильных повреждений ЛКП, сложных тонированных поверхностей типа санберста и стремления к идеальному внешнему виду это единственный вариант.
При точечной реставрации идеала можно не ждать. При некотором направлении освещения, либо под определенным углом зрения, какие-то следы заметны почти всегда. Другое дело, что обычно они сливаются с мелкими царапинками лака, с текстурой дерева и т.д., так что постороннему человеку заметить их непросто.
Вот самый мелкий из сколов. Фотографировать его трудно, но некоторое представление можно получить:
Вроде и ерунда, но эта мелкая трещинка отлично видна с любого ракурса и очень бросается в глаза на слегка изогнутой матовой поверхности. Это на самом деле не совсем трещина, и не скол, - это вмятина, т.е. лак не отвалился, а просто вдавился вниз. Попутно следует заметить, что толщина верхнего слоя лака достаточно большая.
Я начинаю с того, что капаю на скол каплю спирта. Пока она не испарилась, можно посмотреть, как будет выглядеть поврежденная область под прозрачной заливкой. Часто трещины “пропадают”, сливаясь с поверхностью. Но иногда белые края остаются видимыми, и с ними приходится разбираться отдельно. В данном случае трещина практически полностью прячется, т.е. ее можно спокойно заливать текучим цианоакрилатом. Вытираю спирт и жду несколько минут, чтобы его остатки испарились.
Наношу цианоакрилат (язык не поворачивается называть его суперклеем, говоря о таких ответственных делах!) в несколько очень тонких слоев. Первый:
Видно, как он немного просел, уйдя в трещину. Жду пять минут, кладу следующий слой:
В качестве кисточки я пользуюсь пластиковым хомутом для проводов. Тонкие слои сохнут очень быстро, так что через десять минут клей уже выглядит застывшим. Для уверенности капаю сверху пару капель активатора. Вот что получается:
Теперь нужно вышлифовать цианоакрилат вровень с поверхностью. Если просто тереть шкуркой на бруске, легко прошлифовать дырку где-нибудь рядом. Поэтому для снятия основной части лишнего клея используется цикля - например, сделанная из тонкого острого лезвия (в массовой культуре такими лезвиями ровняют дорожки из кокаина).
В моем случае область очень узкая, так что я откалываю от лезвия примерно одну треть, предварительно достав его из жестяной оправы. Осторожнее! Сталь очень хрупкая, края очень острые. Я это делал двумя плоскогубцами.
По заветам Форда наклеиваю на неиспользуемые области лезвия изоленту:
И медленно, плавно циклюю клей (на самом деле, я держу лезвие двумя руками, просто надо еще как-то фотографировать :-)
Несколько проходов спустя:
Можно заметить тонкие царапинки чуть выше лужи клея. Значит, край лезвия уже продрал изоленту и коснулся лака. Царапины очень маленькие и не страшные, но с этим надо поаккуратней.
Дальнейшие попытки показали, что поверхность деки слегка вогнута, поэтому плоским лезвием там можно ничего не ловить; края лезвия в любом случае будут касаться деки. Осторожно обтачиваю эти самые края на точиле (буквально пара движений):
Центр остался без изменений, а края слегка обточены. Такой циклей легко снять лишний клей даже с вогнутой поверхности:
Обратите внимание на белую полосочку снятого клея. Загнутое на конце лезвие цикли снимает самую настоящую СТРУЖКУ - длинную и ровную. Оно действует не как скребок, а как рубанок.
Еще немножко пошкрябал циклей и все, краев лужи клея уже не видно:
Кстати, я проверяю поверхность не глазами, а пальцем: все серьезные отклонения на лаке легко ощутить тактильно.
Есть какие-то царапины, следы цикли, которые выглядят довольно-таки страшно. На самом деле, они совсем не глубокие, и снимаются буквально за два-три движения 800й шкуркой с керосином:
Керосин лучше подходит для мокрой шлифовки, чем вода, потому что он более скользкий и испаряется быстро, но не слишком быстро. Я шкурил маленьким тонким ластиком, обмотанным шкуркой. На верхней фотографии царапину вообще не видно, а с другого ракурса кое-какой след все же остался:
Вот этот белый катышек - единственное свидетельство существования царапины. Неплохо, я считаю.
Если бы лак был глянцевым, я закончил бы шлифовку не на 800-й наждачке, а на 2000, после чего располировал бы пастой до зеркального блеска. Но тут лак матовый, так что я чуть-чуть тру поверхность шкуркой на губке Indasa Microfine, затем убираю мусор спиртом и обдаю ретуширующим лаком Borma с 20% блеска. Тонкого слоя оказывается вполне достаточно - матовый лак отлично маскирует мелкие царапинки, оставшиеся от микрофайна.
Итак, вот что получилось:
Я хотел обвести на этой фотографии отреставрированную область, но не нашел ее. Это лучшее доказательство того, что работа сделана хорошо. Хотя, справедливости ради, если смотреть на гитару снизу, от крышки темброблока, и ярко освещать сверху - то трещинка все-таки видна. Но именно такой результат при заливке сколов я считаю удачным.
МТ7 мая 2012