Восстановление ЛКП, easy level

Есть один бас. Тонирован в серый цвет, щедро залит матовым лаком. Это на фабрике. А у меня этот бас оказался, потому что хозяин уронил на него какую-то другую гитару. В результате образовалось несколько сколов на лаке, которые надо попытаться исправить. Метод стандартный:

  • заливка скола подходящим веществом (лак, эпоксидка, цианоакрилат),
  • выравнивание поверхности,
  • тонирование,
  • покрытие лаком.

(последние две процедуры - по необходимости)

Вот самый мелкий из сколов. Фотографировать его трудно, но некоторое представление можно получить:

Вроде и ерунда, но эта мелкая трещинка отлично видна с любого ракурса и очень бросается в глаза на слегка изогнутой матовой поверхности. Это на самом деле не совсем трещина, и не скол, - это вмятина, т.е. лак не отвалился, а просто вдавился вниз. Попутно следует заметить, что толщина верхнего слоя лака достаточно большая.

Я начинаю с того, что капаю на скол каплю спирта. Пока она не испарилась, можно посмотреть, как будет выглядеть поврежденная область под прозрачной заливкой. Часто трещины “пропадают”, сливаясь с поверхностью. Но иногда белые края остаются видимыми, и с ними приходится разбираться отдельно. В данном случае трещина практически полностью прячется, т.е. ее можно спокойно заливать текучим цианоакрилатом. Вытираю спирт и жду несколько минут, чтобы его остатки испарились.

Наношу цианоакрилат (язык не поворачивается называть его суперклеем, говоря о таких ответственных делах!) в несколько очень тонких слоев. Первый:

Видно, как он немного просел, уйдя в трещину. Жду пять минут, кладу следующий слой:

В качестве кисточки я пользуюсь пластиковым хомутом для проводов. Тонкие слои сохнут очень быстро, так что через десять минут клей уже выглядит застывшим. Для уверенности капаю сверху пару капель активатора. Вот что получается:

Теперь нужно вышлифовать цианоакрилат вровень с поверхностью. Если просто тереть шкуркой на бруске, легко прошлифовать дырку где-нибудь рядом. Поэтому для снятия основной части лишнего клея используется цикля - например, сделанная из тонкого острого лезвия (в массовой культуре такими лезвиями ровняют дорожки из кокаина).

В моем случае область очень узкая, так что я откалываю от лезвия примерно одну треть, предварительно достав его из жестяной оправы. Осторожнее! Сталь очень хрупкая, края очень острые. Я это делал двумя плоскогубцами.

По заветам Форда наклеиваю на неиспользуемые области лезвия изоленту:

И медленно, плавно циклюю клей (на самом деле, я держу лезвие двумя руками, просто надо еще как-то фотографировать :-)

Несколько проходов спустя:

Можно заметить тонкие царапинки чуть выше лужи клея. Значит, край лезвия уже продрал изоленту и коснулся лака. Царапины очень маленькие и не страшные, но с этим надо поаккуратней.

Дальнейшие попытки показали, что поверхность деки слегка вогнута, поэтому плоским лезвием там можно ничего не ловить; края лезвия в любом случае будут касаться деки. Осторожно обтачиваю эти самые края на точиле (буквально пара движений):

Центр остался без изменений, а края слегка обточены. Такой циклей легко снять лишний клей даже с вогнутой поверхности:

Обратите внимание на белую полосочку снятого клея. Загнутое на конце лезвие цикли снимает самую настоящую СТРУЖКУ - длинную и ровную. Оно действует не как скребок, а как рубанок.

Еще немножко пошкрябал циклей и все, краев лужи клея уже не видно:

Кстати, я проверяю поверхность не глазами, а пальцем: все серьезные отклонения на лаке легко ощутить тактильно.

Есть какие-то царапины, следы цикли, которые выглядят довольно-таки страшно. На самом деле, они совсем не глубокие, и снимаются буквально за два-три движения 800й шкуркой с керосином:

Керосин лучше подходит для мокрой шлифовки, чем вода, потому что он более скользкий и испаряется быстро, но не слишком быстро. Я шкурил маленьким тонким ластиком, обмотанным шкуркой. На верхней фотографии царапину вообще не видно, а с другого ракурса кое-какой след все же остался:

Вот этот белый катышек - единственное свидетельство существования царапины. Неплохо, я считаю.

Если бы лак был глянцевым, я закончил бы шлифовку не на 800-й наждачке, а на 2000, после чего располировал бы пастой до зеркального блеска. Но тут лак матовый, так что я чуть-чуть тру поверхность шкуркой на губке Indasa Microfine, затем убираю мусор спиртом и обдаю ретуширующим лаком Borma с 20% блеска. Тонкого слоя оказывается вполне достаточно - матовый лак отлично маскирует мелкие царапинки, оставшиеся от микрофайна.

Итак, вот что получилось:

Я хотел обвести на этой фотографии отреставрированную область, но не нашел ее. Это лучшее доказательство того, что работа сделана хорошо. Хотя, справедливости ради, если смотреть на гитару снизу, от крышки темброблока, и ярко освещать сверху - то трещинка все-таки видна. Но именно такой результат при заливке сколов я считаю удачным.

МТ
7 мая 2012