Слишком низкий лад
Чаще всего проблему представляют вылезшие, высоко сидящие лады. Лад может вылезти из накладки по множеству причин, а вот, наоборот, сесть глубже соседей — вряд ли. Тем не менее, случается и так. Скорее всего, в этом случае мы имеем дело с фабричным браком, либо с последствиями колхозного ремонта, либо с сильным ударом по ладу.
Вот как это выглядит на грифе после небольшой шлифовки:
Хорошо видно, что центральный лад отшлифован только по краям, а середина осталась практически нетронутой. Веский повод проверить его высоту! Беру слесарный угольничек с идеально ровными сторонами:
Опасения подтвердились: он существенно ниже соседей. Что делать? Если бросить как есть, струна будет сильно дребезжать на этом ладу (задевать о следующий). Можно сточить все остальные 23 лада до уровня одного-единственного низкого, но тогда от них мало что останется, да и шлифовать-закатывать плоские лады запаришься. Но есть и третий вариант, очень простой.
Очень осторожно подцепляю лад кусачками для извлечения ладов. Но не достаю его! Лишь слабо сжимаю ручки, чтобы жвалы кусачек залезли в щель и чуть-чуть приподняли центр лада над поверхностью накладки. Если перестараться, то лад действительно вылезет целиком, а это много лишней работы.
Почувствовав, что лад сдвинулся, снова беру линеечку:
Теперь “низкий” лад поднялся чуть выше соседей. Сточить его — дело нехитрое. Но сначала его нужно жестко зафиксировать в дереве самым текучим суперклеем, потому что после перенесенных издевательств держится он не очень хорошо.
Клей капается на щель между накладкой и ладом (сверху, не с торца). Капиллярный эффект его засасывает внутрь, и все фиксируется. Очень быстро и эффективно.
Короче, проклеил лад, чуть загадив накладочку:
Лишний клей я отмыл ацетоном. Затем снял основную часть лишней высоты лада напильником (контролируя процесс все тем же уголком):
И финишно подшкурил бруском всю область, чтобы добиться идеального соответствия высот между соседними ладами:
Если бы слесарный угольник мог говорить, он определенно сказал бы “зашибись”:
Кстати, заметно, что только центральный лад касается линеечки в одной точке. Остальные имеют некоторую плоскость соприкосновения. Следует убрать эту плоскость, при этом сохранив верхнюю точку. Эта процедура называется закаткой, и о ней — в другой раз.
Закатываю, шлифую, полирую — все, готово:
После закатки все лады касаются угольника как положено, в одной точке.
Следующий!
24 декабря 2011