Как поставить лады на безлад и исправить боковую разметку

Вот он, великий и ужасный:

Инструмент здорово побит жизнью, поэтому определить, что в нем фабричное, а что нет, удается не всегда. Одно можно сказать точно: со стапелей этот бас сошел без ладов. А вот непонятные блестящие точки на накладке в районе первой струны — это, скорее всего, колхозная попытка разметки, затем не менее колхозно замаскированная.

Задача — поставить лады. Причем желательно так, чтобы не усугубить колхозинг. Первый этап — напилить пазы, но это не так просто.

Гриф у баса сквозной, да и сам он большой и тяжелый. Поэтому пихать его под ЧПУ или в ладопильный станок — задача беспокойная. Одно дело — ворочать грифом от какого-нибудь джазбаса, а другое — позиционировать такую дуру. Слишком много неизвестных. Можно снять накладку, нарезать мензуру и приклеить обратно, но это чересчур инвазивно.

Я почесал репу публично, и великий Павел Андреевич Деснев рассказал о волшебнейшем способе напилки мензуры.

Берется прямоугольный кусок мягкого пластика толщиной миллиметра три, габариты которого достаточны, чтобы вписать в них накладку инструмента. На пластике нарезается мензура так, чтобы пазам не хватало до сквозного прохода где-то миллиметра.

Получившаяся деталь лепится на накладку двухсторонним скотчем в соответствии с мензурой…

…и дополнительно поджимается струбцинами. Верхний порожек сильно облегчает позиционирование пластика перед наклеиванием, снимать его не надо.

Теперь можно взять ножовку, которой вы обычно пилите пазы под лады, и ей осторожно запилиться сперва сквозь остаток пластика, а затем уже по накладке (ограничитель глубины придется переставить, конечно). Затем струбцины смещаются к следующим ладам и процедура повторяется еще двадцать три раза.

Готово:

Теперь, когда пазы заданы, можно окончательно их выровнять по глубине:

Вот так, всего-то. Как же это было просто и круто. Спасибо, Паша!


Но теперь у меня другая проблема. В этот алембик вколхожена куча боковых маркеров, причем стоящих не между ладами, а непосредственно на них. Бас-то безладовым был. Свеженапиленная мензура слегка разошлась с маркерами ближе к концу грифа, что только усугубило ситуацию.

Выковыривать маркеры и заливать дырки чем-нибудь черным можно, но они все равно будут заметны в отраженном свете. Черное дерево — это не только цвет, но и специфическая текстура. Не хочется менять один колхоз на другой. Вообще, когда пытаешься сделать черную заливку на черном фоне, выясняется, что черных цветов очень много :-)

Давайте лучше окантуем гриф. Правда, у него накладка с радиусом, а конец ее вплотную примыкает к корпусу, — но куда ж деваться?

Чтобы поставить фрезер на радиусную накладку, нужно налепить на нее что-нибудь не радиусное (теоретически, можно легким фрезером пройтись прямо по радиусу, но это чревато потерей контроля). Взял длинный кусок пластика, приклеил на двухсторонний скотч.

Разумеется, этого мало: пластик приклеен на узкую линию по центру накладки, и вес фрезера его точно наклонит в сторону. Решение — клеевой пистолет. Заливаю из него термоклей в щель между накладкой и шаблоном с противоположной стороны:

Работает изумительно. Термоклей липучий, прочный, дешевый, легко отклеивается, а его температура не позволяет что-то повредить. Разве что на голый лак я бы его не лил. А дерево на кратковременный нагрев чихать хотело. Если все равно душа болит — ну, приклейте листик шпона на двухсторонний скотч, и уже на него наносите клей, получится термоизолирующая прокладка. Кстати, таким способом очень хорошо получается крепить шаблоны на выпуклую деку.

Теперь шаблон держится железно и не шатается. Осторожненько прохожусь фрезой с подшипником.

Накладка приклеена через краснушный шпон, и его важно не испортить. Поэтому фреза снимает по полмиллиметра за проход.

Середина накладки, по которой выставлен шаблон, не обязательно симметрична ее нижнему краю. Поэтому я дофрезеровался до ситуации, когда в начале грифа черное дерево снято полностью, а в конце — еще нет:

Еще опаснее ситуация в районе стыка с корпусом. Накладка подходит вплотную к деке. Достаточно случайно качнуть фрезером, и дека будет безнадежно испорчена.

Так что кромочником эти мелочи ловить страшно. На помощь приходит крохотный рубанок-зензубель. Медиатор для масштаба.

Это хороший пример того, как здорово могут взаимодействовать электрические и ручные инструменты. Рубаночек легко контролировать, так что снимать остатки черного дерева — сплошное удовольствие.

Готово:

(провал в районе двенадцатого лада — остатки отверстия из-под гигантского бокового маркера. Его я потом залил цветной эпоксидкой и подкрасил)

А дальше все как обычно: выстругал реечку из черного дерева, приклеил.

Потом обстрогал под габариты грифа, дело нехитрое.

Стык черного дерева с черным деревом, особенно под ладами и струнами, заметить очень тяжело. Поэтому другая сторона грифа осталась без окантовки; никакой необходимости в симметрии в данном случае нет.

Я проворонил фото дальнейших этапов сборки, но ни в установке ладов, ни в восстановлении кромок накладки нет ничего необычного, все прошло замечательно.

Единственное, что у меня есть — видео, которое я снял для владельца, прежде чем отправлять готовый инструмент в его город. Это подтверждение того, что бас исправен, с ладами и Алембик. А то мало ли что пришлют :-)

МТ
17 сентября 2016