Обезлаживание бас-гитары

Наилучший донор для создания безлада — гриф с темной накладкой и без окантовки. Светлая накладка почти всегда нуждается в лакировке, причем лаку на безладе сильно достанется при эксплуатации; окантовка же несколько усложняет процесс обезлаживания. Это не значит, что цельнокленовый гриф с кантом нельзя использовать ни в коем случае, но возни с ним будет заметно больше, чем показано в отчете.

Традиционный гриф фендеровского типа с палисандровой накладкой в этом смысле идеален.

Начинается все, конечно, с вытаскивания ладов. Тут надо внимательно: в дальнейшем будут мешать даже самые мелкие сколы.

Далее идет стандартное выравнивание и шлифовка накладки. Эта процедура выглядит совершенно одинаково и для замены ладов, и для обезлаживания. Задача — убрать продольные неровности и “винт” на грифе, а также, по необходимости, скорректировать радиус. Сперва рубанком и циклей, затем шкурками на ровном длинном бруске.

Я останавливаюсь где-нибудь после 150-го или 180-го номера шкурки.

Дальнейшая шлифовка почти не влияет на поведение баса и важна только для красоты. Перед ней надо разобраться с прорезями от ладов. Чем их затыкать? Вариантов несколько.

  • Залить эпоксидной смолой. Смолу можно подтонировать под цвет древесины (или, наоборот, выкрасить в белый для контраста).

    Вариант кажется неплохим, но на практике обнаруживаются минусы: смола достаточно долго застывает, и из-за впитывания в торцы пазов дает усадку. Но главная проблема — то, что смола затекает в мельчайшие неровности по краям пазов, в результате образуя рваную “береговую линию”. Выглядит это безобразно.

  • Засыпать пазы древесной пылью (обычно они ей уже завалены в результате шлифовки) и капнуть сверху текучего цианоакрилата. Вариант работает, только надо подсыпать новую пыль при заливке, она сильно усаживается от пропитки клеем. Беда в том, что получить однородную поверхность достаточно трудно: в разных местах соотношение пыли и клея в смеси немного разное, и цвет, соответственно, тоже. Да и цвет пропитанной клеем пыли отличается от цвета окружающей деревяшки.

    Вывод напрашивается такой: лучше даже не пытаться замаскировать пазы от ладов. Как ни старайся, какую смесь ни используй, все равно результат будет выглядеть как колхоз. Единственное исключение — накладка из очень однородного черного дерева. На нем пазы, залитые черной смесью, действительно могут “пропасть”.

    Правда, остается вопрос инкрустаций и боковых маркеров: на ладовых грифах они ставятся между ладами. Если лады пропали вместе с пазами, маркеры будут странно смотреться и усложнять жизнь гитаристу.

  • Есть еще один любопытный метод, популярный в наших колхозах. Можно просто взять и сточить лады до нуля, оставив в пазах ножки. Мне известно минимум три подобных случая. Разумеется, так делать нельзя.

  • Можно вставить в пазы кусочки пластика, шпона или металла. Ладовая разметка полностью сохраняется, что очень важно для легкости ориентирования на грифе. Границы у этих материалов получаются ровные, и мелкий мусор по краям пазов совершенно перестает бросаться в глаза из-за контраста между вставками и накладкой. Как несложно догадаться, это мой любимый вариант.


Первый этап — вычистить пазы и, возможно, углубить их. Беру свою ножовку с ограничением глубины:

Очень важно пройтись ей по всему пазу, прижимая пилу к поверхности накладки. По краям накладки у всех пазов должна получиться одинаковая глубина.

Для заделки пазов я пользуюсь белым пластиком толщиной 0,5 мм. Он свободно входит в пазы, но практически не болтается. Нарезаю из него нужное количество кусочков. Радиус - такой же, как у накладки, или чуть меньше. Нужно, чтобы края вставок касались дна пазов.

Пластик вставлен.

Дальше идет вклейка в три этапа.

  1. Вставки фиксируются двумя капельками текучего суперклея по краям паза. Это убережет их от случайных перемещений при дальнейших работах.
  2. Вдоль вставок насыпается и утрамбовывается палисандровая пыль. Это нужно, чтобы убрать мельчайшие сколы по краям пазов.
  3. Все это заливается тем же текучим цианоакрилатом. Главное тут — не налить лишнего, а то клей убежит по бокам накладки и наделает бед.

Все три процедуры, слева направо:

Пыль палисандра выступает ускорителем отверждения суперклея. Поэтому эта накладка высохла уже через десять минут. На другой древесине придется подождать подольше. Или воспользоваться активатором.

Убираю лишний пластик.

И клей вместе с ним тоже убираю.

Когда остатки уже сложно резать стамеской, беру 150-ю шкурку на бруске и сошлифовываю все лишнее. В процессе находится несколько недозалитых мест — разбираюсь с ними.

На боковинах накладки повторяется точно то же самое: все лишнее сошлифовывается, дефекты поверхности заливаются.

Накладка вышлифовывается до 240-й шкурки, затем я перехожу на мягкие губки, которыми можно шлифовать хоть до ультрафайна (≈1000).

Что касается боков, то там в данном случае я восстанавливаю покрытие и располировываю его до глянца.

Вся возня с глубиной пазов была нужна для того, чтобы вот эти белые черточки получились одинаковой длины. То есть, опять для красоты.

После микрофайна, масла и воска накладка начинает зеркалить, если на нее смотреть под углом:

А сверху все выглядит так:

Все готово. Осталось только подогнать верхний порожек, натянуть струны и отстроить инструмент.

Такой пластик очень легко выпилить из паза ножовкой, поэтому в случае необходимости гриф всегда можно заладовать обратно.

МТ
3 июля 2015