Реставрация потемневшего кленового грифа
Фотографировал как-то совсем на ходу, фотки страшные, сорри.
Итак, пациент - японский страт “Скваер” с цельнокленовым грифом. Задача - привести этот гриф в божеский вид.
Дело серьезное. Мало того, что лады практически кончились, так еще и сам гриф катастрофически запачкался.
Сталагмиты говна вокруг ладов можно смыть. А вот крупные темные пятна - это все, ку-ку, там не только разодран лак, но еще и само дерево буквально выгрызено где-то на полмиллиметра вглубь грифа. Ситуация осложняется тем, что клен очень легко пачкается, причем загрязнение уходит глубоко в дерево; чтобы убрать его, легкой шлифовки, как правило, недостаточно.
С тыльной стороны грифа тоже все печально: загадочным образом лак продрался почти по всей рабочей длине грифа, деревяшка закономерно потемнела.
И так по всей длине:
Чтобы навести порядок, мне придется:
- снять старые лады,
- выстрогать и вышлифовать накладку, приведя в порядок радиусы и убрав коробление,
- тщательно вышлифовать весь гриф (кроме лицевой стороны головы),
- загрунтовать его,
- положить слой тона,
- вставить новые лады и отторцевать их,
- положить финишный слой лака,
- обработать лады.
Извлечение порожка
Начинаю с полной разборки. Я всегда снимаю колки и порожек, если собираюсь шлифовать накладку, вне зависимости от того, нужна ли будет покраска.
Даже если порожек залит в фабричный лак и снять его трудно, это все равно надо делать сразу же - иначе велик риск в общем угаре долбануть порожек подошвой рубанка и огрести страшное количество бонусных миссий.
Такой порожек легко вынуть кусачками для извлечения ладов. Важно не давить со всей силы, а слегка прихватить порожек и мягко качать его туда-сюда вдоль грифа, периодически перемещая кусачки по порожку. Рано или позно клей треснет. Или порожек. Но обычно все-таки клей.
Вынул лады. Процедура уже описана в статье по ссылке выше, не буду повторяться.
Обратный мультирадиус и его исправление
Прежде чем выводить гриф, неплохо бы узнать его радиус.
С радиусом бардак. У первого лада радиус грифа равен 7,25" (один из фендеровских стандартов), и это хорошо. Но дальше по грифу радиус уменьшается, доходя где-то до 6 дюймов, что совершенно немыслимо!
В самом шестидюймовом радиусе ничего ужасного нет (хотя бенды второй октавы на вменяемой высоте струн будут глохнуть неизбежно). Проблема в том, как этот радиус образуется.
Отступление о мультирадиусах
Радиус грифа может быть постоянным. В этом случае рабочая поверхность грифа - часть цилиндра; это дешево в производстве и терпимо с точки зрения струны.
Радиус грифа может увеличиваться от верхнего порожка. Тогда его рабочая поверхность - часть конуса. В производстве этот вариант посложнее (по крайней мере, был посложнее до эпохи ЧПУ-фрезеров), но с точки зрения струны он идеален. Такой гриф называется мультирадиусным.
А вот уменьшаться от верхнего порожка радиус не должен - это лишь усугубит проблемы, характерные для грифов с постоянным малым радиусом, и не даст никаких преимуществ. Именно в этом и есть проблема нашего “скваера”.
Вообще, про мультирадиусные и констант-радиусные грифы можно много чего интересного рассказать, но явно не здесь. Здесь я лишь сообщу, что мультирадиус почти всегда лучше постоянных радиусов меньше 12", потому как при прочих равных позволяет добиться меньшей высоты струн над грифом и сводит к минимуму заглушение бендов на второй октаве. Малый радиус остается всяким винтажным фендерам, где от строгания накладки звук уйдет, ну и гитарам с чисто техническими ограничениями (например, тонкой накладкой, как у старых Tokai). Но для музыканта мультирадиус всегда предпочтительнее, - хотя после пресловутых 12 дюймов переход на переменный радиус вряд ли будет заметен. Теоретически в дикой природе существуют люди, которым даже на последних позициях надо иметь округлый гриф (6-9 дюймов), но я с ними никогда в жизни не сталкивался.
Какие выводы? Да вот какие:
Я снимаю мельчайшую стружку, вылет ножа - меньше некуда. Потому что лучше сделать в три раза больше движений рубанком, чем как-нибудь гнусно повредить клен. Он иногда оказывается очень капризным, и может колоться на ровном месте, оставляя уродливые выбоины по краям ладовых прорезей. Так что я не рискую и никому не советую.
Периодически меняю рубанок на брусок со 120-й шкуркой и шлифую всю накладку. Разумеется, гриф постоянно проверяется лекальной линейкой и радиусными шаблонами, ну и просто глазами тоже - для проверки на завинченность.
Готово:
Сверху остались те же 7,25 дюйма, а на пятке теперь честные 10. Если уж я шлифую накладку, мультирадиус ей сделать нехитро. А тут еще хозяин отдельно жаловался, что бенды после 12-го лада вязнут. Так что гриф теперь модный и современный, винтажность стремительно улетучивается. Ну и по линеечке все ровно, а как же.
Все эти восторги по поводу мультирадиуса несколько приглушаются, когда бридж или верхний порожек имеет предзаданный радиус (например, топ-лок и флойд). Там может быть разумнее оставить родной радиус, чтобы не возиться с подгонкой железа. А иногда можно и повозиться, - надо решать в каждом конкретном случае, как быть.
И я еще раз напишу, что если на старте грифа радиус где-то от 12" и больше, то переход на мультирадиус, в общем, бесполезен. А вот для винтажа с его 7-9 дюймов это кайф.
Обдирка и чистка грифа
После всех этих процедур дыры на грифе благополучно исчезли, и осталось только несколько темных пятен, никак не ощущающихся тактильно.
Тут пока все - переворачиваю гриф. И тут же начинаю его обдирать шкуркой на губке. Если не ошибаюсь, 120-й. Бош.
После сошлифовывания верхнего слоя дерева шкурка всегда выглядит примерно так, потому что пыль шкурится очень грязная и сальная.
Всю эту перхоть легко сбить металлической щеткой, которой обычно чистят напильники. Как ни удивительно, шкурка при этом не повреждается.
Некоторые участки я циклевал, некоторые - сразу шлифовал 80й шкуркой на ластике:
Ластиков должно быть много.
И после цикли, и после грубой шкурки обязательно нужно зашлифовать поверхность теми же губками, начиная со 120й и заканчивая где-нибудь 240й или 320й. Обрабатывается уже не лак и не грунт, а голое дерево, так что шлифовать нужно вдоль волокон. Кстати, не следует путать эти губки с модными тонкими superfine, microfine и т.д. Эти - прочнее и жестче, на толстом, но пористом поролоне. Продаются почти в любом строительном или столярном магазине.
Все ошкурено, маленькие фаски на гранях сбиты. Фаски нужны, потому что на четкий прямой угол лак не ляжет.
Гриф после обдирки заметно повеселел и уже не выглядит потемневшим:
Но с темными пятнами на лицевой стороне надо что-то делать.
Гидроперит
Растворяю таблетки гидроперита в небольшом количестве теплой воды. Таблетки стоит растолочь как можно мельче и очень тщательно размешать в воде (можно на шуруповерт надеть какую-нибудь загогулину и ей крутить в стакане). Растворяется охотно. По крайней мере, у меня никогда не получалось насыщенного раствора.
Получившаяся жидкость с успехом вытравливает из клена темную дрянь, хоть и медленно. Алгоритм применения: нанести (кисточкой, тампоном, чем угодно), высушить, и повторить. Иногда приходится так травить гриф несколько дней подряд. Чтобы ускорить высыхание раствора, ставлю гриф под лампочку:
На фото - уже подходов десять, можно останавливаться. Капаю раствор еще пару раз, затем высушиваю несколько часов, слегка подшлифовываю поверхность грифа бруском и вышлифовываю мелкой шкуркой (я вообще абразивным войлоком работал, он как-то попал под руку).
Грунтование
Наношу текучий суперклей тампоном (некая псевдошеллачная техника: движения должны быть максимально быстрыми, иначе просто приклеишься к поверхности). Постепенно обрабатываю так весь гриф, исключая лицевую часть головы (ее вообще не трогаем,чтобы не возиться с новыми логотипами). Поверхность заблестела, мелкие поры забиты:
слегка обшкуриваю гриф мелким войлоком (можно также суперфайном, стальной ватой или любым другим мягким слабым абразивом):
И наношу второй слой цианоакрилата - да, это превосходный грунт, отлично работающий с большинством типов дерева и лака. И держится хорошо. Один минус - страшная режущая вонь от паров, надо быть осторожным и надеть респиратор.
Затем еще раз слегка обшкуриваю гриф и отдаю Паше на покраску (из компрессора, кислотником, все серьезно):
На самом деле, следовало бы сперва вставить лады и обработать их торцы, — но в тот момент мой коллега собирался уезжать в отпуск, и красить пришлось срочно (я с компрессором и этим лаком совершенно не умею работать). Это добавило геморроя при дальнейшей установке ладов. Так что надо сначала грунт, потом лады, потом торцы ладов, потом покраску. А я раздолбай.
Финал
Все связанные с ладами и финишной задувкой лаком процедуры я не буду описывать: там нет ничего специфического, а про установку и обработку ладов есть отдельные материалы.
Ну, зато финишные картинки красивые:
Теперь ждем еще тридцать лет.
МТ19 июля 2012