Шарнирно-губцевый инструмент
Среди всех полочек в мастерской особенно мне нравится полочка с плоскогубцами и кусачками. Начнем с того, что она вертикальная:
(эту идею хранения инструментов я подсмотрел у великого Александра Шишкина. В свободную часть доски вкручиваются винтики, на них вешается разный хлам)
(впрочем, со временем мы перешли на кухонную штангу из Икеи — так красивее получается)
Среди этих инструментов встречаются редкие и необычные вещи. О них я и расскажу.
Содержимое этой полочки фильтровалось годами: что-то мне не приглянулось, что-то вытеснялось другими инструментами. Какие-то кусачки я однажды просто сломал пополам. Но теперь, спустя девять лет работы, полочка достигла совершенства: мне не хочется туда что-то добавить или, наоборот, убрать. Поэтому это будет пост еще и о том, какие кусачки и пассатижи вам пригодятся, если вы занимаетесь электрогитарами. Пойдем прямо по этой фотке:
Круглогубцы
Первые слева - круглогубцы, инструмент с длинными и узкими конусами вместо привычных параллельных губок. Я использую их редко, но регулярно: с их помощью удобно надевать пружины на тремоло, закруглять кончики одножильных проводов для их фиксации на контактах перед пайкой, и так далее.
Мои круглогубцы стоили копейки. Называются Overhaul (OH5356), был такой бренд у фирмы AGA. Говорят, делался на том же заводе, где и BluePoint. Поскольку инструмент нужен редко и для ерунды, я не стал париться и менять его на более дорогой.
Я завалил на гриндере кончики губок, и теперь могу снимать ими стопорные кольца:
В нашем деле последние встречаются редко, и даже такого съемника мне пока для всего хватало.
Еще у круглогубцев обычно есть плоская часть губок возле самого шарнира — ей удобно хватать и гнуть мягкие штуки типа кончиков ладов.
Книпекс-ключ
Номер два — невероятный и гениальный инструмент. Называется мудрено: переставные клещи-гаечный ключ. Долгое время его делал только Knipex. В последнее время появились альтернативы, но я сноб.
Я когда-то по неосторожности положил в рабочий сортир толстенный каталог книпекса, притыренный в магазине. И все, капец. Спустя пару месяцев неспешного изучения каталога я поехал за этой штукой, как зомби.
Штука — хваталка с параллельными и гладкими губками. Или, если хотите, разводной ключ без необходимости его подкручивать. Сжали руку — схватили гайку. Ослабили — отпустили. Это до такой степени круто, что даже непонятно, как без него можно было жить.
В некотором смысле книпекс лучше обычного рожкового ключа. Ключ никогда не садится на гайку без зазоров. Из-за этого его усилие прикладывается, фактически, к двум уголкам гайки. У книпекса - не так (пока губки сжаты). Понятная картинка из каталога:
Этим ключом я начал делать все подряд. Плющить и гнуть разные железки, фиксировать мелкие детали, крутить нестандартные гайки. Из-за параллельных беззубых губок следов не остается даже на мягком цветмете, а прочность захвата такая, что получается стронуть даже ржавый крепеж со слизанными гранями. Вот я придерживаю книпексом седло на гибсоновском бридже, чтобы оно не дергалось, пока в нем пилишь паз под струну:
Исключительно полезная вещь в мастерской, советую. Только не надейтесь, что это чудо техники заменит вам набор добротных гаечных ключей. Оно не везде пролезает и не ложится губками на плоскость. Но в работе абсолютно точно пригодится.
Кусачки для электроники
Третий инструмент на полке - миниатюрные кусачки, вот такие:
Тоже “книпекс”.
У меня раньше были дешевые китайские кусачки из “профи”. Такого же формата, но на порядок дешевле - рублей двести, что ли. За год они разболтались, и я решил их сменить на супер-пупер-немца, каковым и пользуюсь до сих пор.
Здесь я отойду от своего обычного напутствия “покупайте этот волшебный дорогой инструмент и задротствуйте”. Не стоит.
Гораздо разумнее будет заказать себе с алиэкспресса пяток кусачек по три бакса штука, и спокойно ими работать. Потому что в мастерской кусачки регулярно используются не по назначению, и убить стальной проволокой книпекс гораздо обиднее, чем китайское барахло. Медь с оловом они все кусают одинаково.
На моих книпексах набралось немало зазубрин, но пока что ими можно работать.
ESD в гитарной электронике на хрен не сдался. А вот усик между губками, который придерживает отрезанные кусочки провода, обязательно нужен. Без него обрезки улетают в глаза и в потенциометры.
Книпекс-кобра
Четвертая вещь, — внезапно, сантехнические клещи, и тоже книпекс. Пишут, “высокотехнологичные” :-)
Сам я никогда бы их не купил для мастерской (да и для дома: вызов сантехника обойдется дешевле, чем эти клещи). Но мне их подарили ребята из мастерсити. Я отправил подарочек на видное место и через месяц понял, что не хочу его оттуда убирать. С тех пор “кобра” обязательно есть в любом нашем филиале.
Cobra — инструмент очень цепкий. Если нужно что-нибудь крепко схватить, этими клещами я пользуюсь в первую очередь. Особенно приятно, что схватить с приличной фиксацией можно почти все:
Конечно, от зубов остаются небольшие задиры на детали. Когда это важно, я прокладываю под губки кусочек толстой кожи или беру книпекс-ключ.
Короче говоря, штука далеко не первой необходимости, но жизнь облегчает. Я, например, этими клещами откручивал крышку с пятилитровой бутылки с эпоксидкой. Крышка приклеилась к смоле, руками откручивать было бесполезно, только ладони расцарапал. А коброй — хлоп и готово.
Бокорезы
Номер пять - самые простые бокорезы производства NWS. Насколько золингеновский инструмент может быть простым…
Их я когда-то купил для своего помощника. Меня привлекло слово Solingen и невысокая цена. А спустя пару недель выяснилось, что эти кусачки кусают гораздо проще и охотнее, чем какие-то навороченные “стенли”, которыми я пользовался на тот момент - при меньшем размере ручек. Постепенно кусачки перекочевали ко мне.
Это потом уже я понял, что по соотношению цены и качества NWS просто отличные. Не книпекс, но очень близко к нему, — за деньги, сравнимые с теми же станлеями… Именно NWS перепродаются люксом, гроссом и другими брендами под их торговыми марками. Рекомендую.
Мне только ручки не нравятся - слишком тонкие и гладкие. Самые крутые рукоятки - у блистательных Wiha Industrial. Если когда-нибудь буду покупать новые кусачки, то только их. Виха мне всегда очень нравилась, это инструмент высочайшего уровня. К тому же, на каких еще кусачках вы видели кнопку Power?..
Спустя восемь лет хочется добавить вот что:
Никакие кусачки вышеупомянутых брендов не сравнятся с книпексом. NWS и правда достойные, но все равно изнашиваются быстрее. Виха гораздо хуже держит кромку (а на виховских пассатижах зубцы слизались вообще сразу), — что несколько неожиданно. Отвертки-то у них суперские и дизайн рукояток правда очень приятный. На кусачки с кнопкой Power, кстати, все ругаются, я так и не купил.
Я вообще перестал пользоваться стандартными бокорезами, потому что всего, кроме толстых винтов и шурупов, есть “гитарные” книпексы без фаски (см. ниже), а если надо куснуть что-то очень мощное, то есть книпекс-коболт — это такой миниатюрный болторез, фантастическая штука. Комбинация из гитарного книпекса, книпекс-коболта и книпекс-кобры заменяет собой все кусачки и все пассатижи и при этом лучше работает, поэтому я предпочитаю ее. Но это недешево.
Пассатижи
Номер пять — пассатижи того же NWS, которыми можно работать из-за угла, Джеймсу Бонду на зависть.
Если к чему и можно придраться, то опять к ручкам. Инструмент добротный. Но пользуюсь я им все реже. Книпексовские клещи обычно лучше подходят для удержания деталей. Я использую в основном режущую часть (необычайно могучую).
Я так и не понял, удобнее ли они, чем обычные прямые плоскогубцы. Не хуже точно.
Самые главные гитарные бокорезы
Дальше идут очередные “книпексы”, с желто-красной ручкой, — самые важные и самые гитарные.
У этих бокорезов практически нет фаски на режущей кромке. В результате они умеют обкусывать заподлицо с поверхностью, например, лады.
Именно поэтому я никогда в жизни не парился с покупкой специальных торцевых кусачек для ладов (на стюмаке или где-то еще). Эти книпексы (модель 70 26 160) справляются даже с бронзой-трешкой. Они у меня уже лет пять, перекусили не одну тысячу ладов, и, хотя износ заметен, менять их еще далеко не пора. Разве что крупную сталь я им не даю - жаль портить.
Изначально эти кусачки я завел исключительно для ладов и трепетно оберегал от коллег, которые норовили кусачки унести и обкусить ими то струны, то винтики, то еще что-то. Но потом я осмелел и теперь использую их для всего, кроме жирного стального крепежа. Грубо говоря, больше полутора миллиметров железа я им не дам, а вот соседними бокорезами NWS я перекусывал нержавеющие винты М4.
Это мои основные кусачки, которые редко вешаются на полку, потому что всегда заняты делом на верстаке. Рекомендую изо всех сил. Других крупных бокорезов без фаски в каталоге у книпекса не обнаружено, и версии без электрозащиты тоже нет, так что приходится доплачивать за нее.
Спустя годы это все еще самый главный инструмент в мастерской :-) Не знаю, с чего начать хвалить эти кусачки. С того, что можно обкусить струны вплотную к зажиму на безголовой гитаре, чтобы те не торчат острыми краями?.. С того, что они незаменимы в монтаже силовой проводки?.. Или с того, что ими кусаются ВСЕ лады в наших мастерских, а это где-то сто переладовок в год?..
От активной работы со стальными ладами кромка может чуточку высыпаться, — но даже будучи щербатой, она продолжает нормально кусать. Реальный срок жизни этих кусачек в гитарной мастерской измеряется годами; первые я выкинул лет через восемь после покупки. Сказать, что они отработали свою цену — ничего не сказать.
Минус только один: обкусывать лады на несъемном грифе приходится самым кончиком губок, чтобы не упереться в корпус. Нейзильбер кусается как масло, мелкая сталь тоже. Крупная сталь и любая бронза требуют больших усилий (Лида звала пацанов на помощь, дойдя до пятки грифа :-) Но кусачки все равно справляются, и я считаю, что можно и потерпеть. Или докупить подходящие Tsunoda с шарниром как у болтореза, например.
Торцевой съемник изоляции
Это классический инструмент электрика. Губки образуют сходящийся ромб с остро заточенными краями. В этот ромб закладывается провод, инструмент закрывается до нужного размера отверстия, обрезая изоляцию, но не трогая жилы, — после чего сдергивает отрезанный кусок изоляции с провода. Картинка:
Не то чтобы это был какой-то крутой инструмент. Но он простой, надежный, и им можно залезть в любую задницу, куда не засунешь стриппер современного типа (например, следующий по тексту). Требований к нему немного, так что менять стенли на что-то более дорогое я не собираюсь.
И еще им очень удобно обжимать разогнутые лепестки клемм на девятивольтовую батарейку.
Стриппер
Рядышком еще один съемник, на этот раз менее традиционный. Такие часто называют стрипперами.
У меня не стенли, а какой-то китаец. Но все стрипперы такого типа одинаковые. Завод просто лепит разные логотипы и ручки разного цвета. Стоят они недорого, найти очень легко. Работает этот аппарат похитрее, чем предыдущий съемник:
Провод заводится сбоку. При сжатии рукояток левая пара губок плотно обхватывает провод, а правая - обрывает с него изоляцию. Именно обрывает, а не режет. Поэтому с ПВХ и толстыми жилами он работает очень хорошо, а вот с тефлоном и тоненькими проводами внутри толстой изоляции - плохо. Тефлон проскальзывает, а тонкие провода рвутся вместе с изоляцией. Но с гитарной проводкой этот стриппер справляется отлично. И настраивать почти ничего не нужно. Если вы много паяете и до сих пор не имеете подобного инструмента — стоит завести.
Кусалка ножек ладов
Дальше - специфический инструмент для обкусывания ножки с края лада. У меня Sintoms.
Кусает она не очень чисто, приходится подшлифовывать кончик лада надфилем. Но ничего лучше я пока не нашел.
Я видел японские инструменты того же типа, но они меня не впечатлили ничем, кроме рукояток из черного дерева. Кусалка там устроена хуже, а цена совершенно неприличная.
Японские Hosco, как оказалось, заслуживают внимания, несмотря на высокую цену. Если купить несколько размеров и правильно подкрутить винтики, то нередко удается подобрать такое сочетание проволоки и инструмента, которое срезает ножку очень чисто, без дополнительной обработки.
Стюмаковская “промышленная” кусалка мне тоже понравилась. А вот те кусалки, которые переделаны из высечных ножниц - нет.
Утконосы
Последними идут так называемые “утконосы” - плоскогубцы с длинными и иногда изогнутыми губками. У меня как раз изогнутые, производства Overhaul. Вроде таких:
Штука на вид очень удобна, но делать ей почти нечего. Используется как увеличенный пинцет или как щипцы для обжима клемм на контактах. Возможно, в будущем я заменю ее на что-то более длинное.
Апдейт из 2023
Книпекс по-прежнему имба. Ну, это я уже говорил :-)
Полезнейшим дополнением к описанному арсеналу является Knipex Cobolt. Это болторез в формате кусачек. Запросто перекусывает нержовые винты М5, и с некоторой возней — М6. Жутко удобно! Вот такая штука:
Близкий по формату инструмент есть у Tsunoda, но там ручки хуже и в целом я как-то не впечатлился. Зато есть версия без фаски, для ладов должно быть ничего, да и цена поприятнее книпекса.
А, и еще ножницы. Я когда-то в потребительском угаре купил супер-мега-индустриальные ножницы Milwaukee. Не по металлу, обычные.
Оказалось, что доплатить за ножницы очень даже стоит. Во-первых, они никогда не разъезжаются, когда ими что-то сложное режешь. Во-вторых, они спокойно режут листовую латунь порядка 0,3 и прочие листовые материалы, которые так-то ножницам не подсунешь. И кромка отличная, а не рваная, как после ножниц по металлу. Это вещь. Стараюсь их держать в каждой мастерской, хотя штука не первой необходимости.
Ну, вроде все. Могу еще о чем-нибудь рассказать:
(Все чистенькие фотки, естественно, не мои, понабрал в гугле)
МТ28 декабря 2015