Костяной верхний порожек с компенсацией для MusicMan

Бонго!

Компенсированный верхний порожек протерся, открытые струны дребезжат. Надо менять. Другой вопрос - на что заменишь такую хитрую деталь?

Компенсация порожка - модная в последнее время штука. Помимо штатных порожков на новых “мюзикмэнах” можно вспомнить систему Buzz Feiten, порожки Earvana и японские подкладочки Sound offset spacer.

Суть везде одна и та же: если немного переместить точку перегиба струны на порожке в сторону первого лада, то инструмент может начать чуть лучше строить на первых позициях (а может и не начать). Струна всегда сидит на нулевой позиции чуть выше, чем на последующих; это приводит к дополнительному ее растяжению на первых позициях и завышает строй. Сдвиг порожка к первому ладу позволяет компенсировать это завышение.

В идеальном случае эта поправка на верхнем порожке, как и на нижнем, должна выставляться индивидуально для каждой конкретной струны. Но производители с этим возиться не хотят, и решают вопрос попроще.

  • Buzz Feiten просто сдвигает порожек к ладам целиком. Поэтому гитары Washburn с предустановленным BF на первый взгляд ничем не отличаются от обычных: накладка просто отторцована чуть короче, чтобы можно было приблизить порожек к ладам.
  • Earvana, наоборот, использует штатное посадочное место для порожка, зато на верхней его грани делается выступ в сторону ладов, с переменной длиной под каждую струну. Как эта переменность будет сочетаться с конкретным комплектом струн - никто, кстати, не знает. Большим преимуществом “Ирваны” является то, что ее можно поставить на место обычного, не-компенсированного порога.

  • На MusicMan пошли третьим путем: они ставят широченный порожек, существенно выступающий за точку отсчета мензуры. На порожке сделаны углубления, смещающие точку перегиба струны обратно, почти на штатную позицию - но немного не доходя до нее.


Извлекаю.

Будем делать костяной порог.

У меня нашлась заготовка с шириной 6,5, а на мюзикмэн надо 6,3. Снимаю лишние две десятки. Моя притирочная плита - зажатый в тисках перевернутый рубанок. А шкурку на него удобно крепить магнитами.

Теперь заготовка плотно садится в паз:

Дальше беру самый главный инструмент - полкарандаша.

Спасибо Фрэнку Форду за эту прекрасную идею. Карандаш кладется плашмя на первые два лада и ведется вдоль порожка, оставляя линию, указывающую актуальную высоту посадки струн.

Заодно отмечаю края порожка и уровень накладки.

Размечаю (пока что приблизительно) границы пазов и положение струн.

Компенсирующие пазы я фрезерую бормашиной:

Кость зажата между двумя фанерками и приклеена к столу. В дремеле установлена маленькая фреза по металлу. На 10 000 оборотов ей, в общем, все равно, что пилить.

Глубина первого прохода - полтора миллиметра (это глубина паза под пятую струну).

Пазы готовы:

Снимаю основную часть высоты порожка (оставляя один-два миллиметра до линии) на шлифовальном станочке. Удобнейшая, кстати, штука.

На этом этапе я едва не испортил заготовку. Обычно такая шлифовка выполняется под углом - так, чтобы на верхней грани порожка образовался скос. И все бы ничего, но на этом порожке реальная точка опоры струны находится не на краю (где отмечена линия), а существенно ближе к середине! Из-за упомянутого угла она будет находиться ниже, чем край порожка.

Впоследствии выяснилось, что высоты хватило впритык; еще немного - и струны начали бы вываливаться из порожка при сильной атаке. Надо внимательнее быть.

Размечаю прорези под струны.

Снимаю лишнее, заваливаю все углы, шлифую, полирую, подрезаю пазы, где нужно.

После 4000-й шкурки:

Все готово:

Извиняюсь за инстаграмм-стайл последних фотографий, баланс белого на фотоаппарате офигел от лампы дневного света.

МТ
21 июня 2013