Как я делаю костяные порожки

Я занимаюсь ремонтом, поэтому изготовление нового порожка обычно начинается с извлечения старого. Родной гибсоновский порожек снимается с приключениями, но в этот раз все прошло идеально. Вот старый порог:

Готовых костяных порожков я в мастерской не держу, хотя их легко купить. Дело в том, что стандартные порожки хороши только на стандартных гитарах - а на практике даже порожки с двух гибсонов могут существенно отличаться. Возможность самостоятельно распределить струны поперек грифа так, чтобы они стояли на нужном расстоянии от его краев и друг от друга - тоже аргумент в пользу изготовления с нуля.

В общем, я просто покупаю более-менее прямоугольные куски кости и дальше вожусь сам. На один порожек уходит около получаса.


Подбираю среди коровьих обрезков что-нибудь подходящее.

Самый большой напряг - изменение толщины порожка. При этом приходится обрабатывать наибольшую площадь. Поэтому, прежде чем заниматься толщиной, я всегда обрезаю заготовку по высоте, используя старый порожек для выставления упора:

Моя микроциркулярка - Proxxon KS-230. Родные диски для нее стоят страшных денег, поэтому я купил мешок советских дисковых фрез подходящего размера по 50 рублей штука. Посадочный диаметр у них - 13 мм, а не 10, как у проксона, поэтому пришлось заказать у токаря переходное колечко. Так вот, обрезаю заготовку по высоте:

Ширина родного порожка - почти пять мм.

Моя заготовка имеет не вполне плоские стороны. Поэтому перед доводкой ее до нужной толщины я шлифую одну сторону до плоскости:

На циркулярке я постоянно использую сверла в качестве образца для установки параллельного упора. У меня в наборе шаг 0,5 мм, удобно. Это пятерка:

Теперь кладу заготовку плоской стороной на упор и прогоняю через пилу два раза, с переворотом между проходами. Иначе высоты диска не хватает.

Вот порог после прохода через пилу (видны характерные следы от диска):

Гриндером за секунду снимаю эти следы и измеряю ширину заготовки - 5,15 мм. Очень хорошо! Остаток потихоньку доводится вручную на бруске, чтобы порог сел в паз без щелей, а плоскость стала идеальной.

Особый кайф стрелочного штангеля - в наглядности изменения толщины детали при протаскивании ее через губки штангенциркуля. На нониусе быстрые изменения в 0,1 мм вообще не заметишь. В числа цифрового штангеля надо всматриваться. А на часовом штангеле стрелка будет ходить туда-сюда. Это очень заметно и предельно удобно - фактически, индикаторная головка на любой детали. “По басам 5,1, по центру 5,05, по тонким 5,03 - окей, шлифую басовую сторону посильнее”. Как же это удобно!

Вычищаю из паза под порожек старый клей:

Пробная установка порожка редко обходится без проблем: на фото заметны щели, и то, что грани порожка не перпендикулярны. Это очень типичные вещи при замене порожка, и за ними надо следить.

Чтобы избежать подобных дефектов, нужно выровнять все плоскости и обеспечить их перпендикулярность. Это касается и гитары, и порожка.

На гитаре этого помогают добиться стамески и стюмаковские напильники для посадки порожков (идеально ровные и зубастые):

Нижняя грань заготовки делается перпендикулярной боковым так: на брусок со шкуркой кладется что-нибудь заслуживающее доверия (в данном случае слесарный уголок), и кость двигается по шкурке с опорой на этот боковой упор.

Вот, совсем другое дело…

Дальше - то, что вы уже могли видеть в текстах о костяном порожке на “мюзикмэн” и о бронзовом порожке на “ворвик”.

Половинкой карандаша обозначается искомая глубина посадки струн в будущем порожке. Конечно, лишь примерно, но точности в полмиллиметра тут выше крыши.

Снимаю верхнюю и боковые грани, делаю завал на переходе с передней на верхнюю:

Сейчас порог выглядит так:

Подшлифовываю борта на 320-й шкурке. Это сбивает с них царапины от крупной наждачки гриндера, а заодно позволяет довести габариты до идеала, чтобы борта буквально слились накладкой.

Затем порожек обрабатывается эластичными шкурками - Fine, SuperFine, Microfine. Они сбивают острые углы и делают кость матовой. Если порожек должен быть блестящим, я прохожусь еще и трехтысячным мягким абразивом типа тризакта.

Как разметить порожек, написано все в тех же двух текстах. Главное - не забыть после напилки пазов под струны снять фасочки по краям и все опять зашлифовать мягкими шкурками:

Все, порог готов, осталось разве что смазать прорези, чтобы струны не застревали. Но на данной гитаре есть еще одно дело. Вынимаю порожек:

И обрабатываю его раствором марганцовки. Через минуту фиолетовую гадость можно смыть, а под ней обнаружится замечательная состаренная косточка:

Марганцовка не тонирует кость, как морилка, а окисляет ее. Поэтому порожек не просто выглядит старым - он и есть старый. С ним произошло ровно то же, что происходит с любым порогом, просто гораздо быстрее. На многих гитарах такие пороги смотрятся гораздо лучше, чем жемчужно-белые. Лучше всего ориентироваться на цвет канта и общую стилистику инструмента.

Осталось только вклеить порожек на место.

Кстати, марганцовкой можно старить светлую древесину, целлулоид и многое другое. Пробуйте.

МТ
23 апреля 2017