Закрашенные края накладки

Вообще-то фабрики очень редко закрашивают или хотя бы тонируют накладку по бокам.

Почему так, я не знаю. Может быть, потому, что накладка обычно делается из маслянистой древесины, с которой любой слой ЛКП норовит отвалиться, - а на цветном покрытии это смотрится гораздо страшнее, чем на прозрачном. Добавьте к этому то, что вылезающие лады своими ножками могут приподнимать лак над поверхностью, что также увеличивает вероятность скола (все, наверное, видели характерные желтовато-белые пятна на лаке вокруг ладов и вообще по краю накладки). А еще накладка обрабатывается маслом, что тоже не улучшает адгезию. Короче, если гриф не окантован1, то бока накладки, скорее всего, имеют прозрачное покрытие. Даже если остальной гриф в каком-нибудь перламутровом флейке.

И именно поэтому всякая гитара, на которой это правило нарушено, должна насторожить мастера. Вот, например, старый “Tokai”, у которого сильно искривлен гриф, да и лады местами погрызены:

Я ее даже почти в работу взял. Все как обычно: лады вынуть, сострогать-вышлифовать гриф, поставить новые. А потом догадался снять верхний порожек и посмотреть на торец накладки . А там…

А там толщина миллиметра два.

В принципе, если бы гриф не был настолько кривым, можно было бы заменить лады без шлифовки накладки (или обойтись минимальной шлифовкой: грязь сбить и т.д.). Но на данном инструменте без выравнивания накладки проще было вообще ничего не трогать.

К тому же на гитаре уже могли менять лады, и никакой уверенности в том, что толщина накладки везде одинаковая, нет. А это значит, что в худшем случае надо рассчитывать на замену накладки. Поскольку толстенное красно-металлическое покрытие вряд ли позволит снять накладку без сколов по склейке, то придется думать еще и о перекраске. Заказчик не ощутил по этому поводу особого энтузиазма, так что остался токай без новых ладов. Такая вот поучительная история.

Тут еще ладно; 2 мм - это недалеко от типичной фендеровской veneer fretboard, т.е. накладки из шпона, популярной в шестидесятые. Но на некоторых гитарах крашеные борта скрывают шпон толщиной порядка 0,5 мм. Иногда он прикрыт не краской, а окантовкой.

Поэтому на незнакомых моделях инструментов стоит глянуть под порожек, прежде чем строгать накладку, борта которой спрятаны. Особенно если инструмент древний и дешевый: совки, японцы шестидесятых…


  1. Впрочем, окантовку тоже никто не красит обычно. ↩︎

МТ
24 июля 2012