Подвижный звукосниматель на бас-гитаре
Условия задачи просты. Нужно взять красивый шестиструнный бас “ямаха”, подписную модель Патитуччи — вот такую:
Точнее, вот такую:
…и сделать так, чтобы нековый датчик можно было перемещать в сторону грифа примерно на пару сантиметров.
Если бы заказчик не был давним и любимым, я бы, наверное, отказался: мероприятие отдает шизой. Однако великие басисты имеют право на странности. Мы к этой ямахе потом еще и накладку из пау ферро приделали — в смысле, вместо родной эбеновой. Я поотговаривал, конечно, но не то чтобы у меня были сильные аргументы против; если душа требует, что ей возразишь?..
Хозян баса показал, докуда требуется сдвигать датчик, и был таков, оставив меня в размышлениях. Как такую систему организовать — я совершенно не понимал.
Независимо от механизма сдвига ясно, что под сам датчик место понадобится. Выбираю на сверлильном станке большую часть материала:
Затем прохожусь фрезером. По левой грани осталась ступенька, которую в дальнейшем легко будет снять стамеской. А хвост грифа, свесившийся в новый паз, просто отпиливается ножовкой. Гриф, естественно, надо снять.
Систему регулировки положения датчика пришлось изобретать с нуля. Все, что я выловил в гугле, было либо громоздким, либо плохо сочеталось с данной ямахой и ее родным звукоснимателем.
Какими свойствами обладает идеальная система? По убыванию ценности:
Датчик двигается вдоль струн. Ну, без этого можно даже не начинать :-)
Усилие, необходимое для сдвига, должно быть достаточно большим для исключения случайных перемещений, но достаточно маленьким, чтобы датчик можно было сдвинуть рукой. Спрогнозировать такое трудно. Следовательно, это усилие должно быть регулируемым.
Регулировка датчика по высоте не обязательна, но крайне желательна.
Компоненты системы в идеале не должны вылезать из паза, отведенного под датчик. Хотя владелец инструмента разрешил портить его как угодно, злоупотреблять этим не следует.
От этого списка и будем отталкиваться.
После долгих размышлений я придумал подходящую систему. Расскажу о результатах.
Датчик — узкий хамбакер в толстостенном пластиковом корпусе:
Глубокие полости вокруг круглых бортиков под шурупы я залил эпоксидной смолой. Зачем? А вот зачем:
Основа моей системы — две направляющие, по которым датчик скользит туда-сюда. Были опасения, что пластиковые бортики окажутся недостаточно прочными, но в сочетании с эпоксидкой их хватило. Направляющие — латунные прутки 4 мм, заполированные и смазанные, чтобы обеспечить легкое скольжение.
Значительно хитрее обстоят дела с креплением этих направляющих к гитаре. Как видно на фото выше, их края должны зайти в стенки паза миллиметров на пять — следовательно, под них нужно выкопать ямки прямо под красивым кленовым топом. Один из немногих случаев, когда осциллирующий резак (“реноватор”) действительно незаменим.
Кроме того, в ход идут стамески и сверла, и получается вот что. Темный паз справа — краешек батарейного отсека.
Я собираюсь использовать сам топ как рамку звукоснимателя. Правда, эта ямаха — инструмент замороченный, и толщина корпуса у нее не постоянная. Как назло, одно из посадочных мест приходится на косую поверхность:
Пришлось в этом углу сперва сделать углубление под шляпку винта, а потом уже — отверстие под его резьбовую часть.
В самих направляющих делаются отверстия под резьбу М3. Как выяснилось, это очень ответственная операция, потому что непараллельность этих отверстий приводит к перекосу направляющих, и датчик при движении по ним клинит.
Посадка направляющих стандартная, как у любого хамбакера: винт, пружина.
Осталось разобраться с регулировкой легкости скольжения датчика по направляющим. Я нарезал резьбу в отверстиях под крепеж и посадил туда установочные винтики:
Естественно, прямой контакт металлического винта с направляющей недопустим, поэтому я настриг тефлоновых прокладочек и кинул по несколько штук под каждый винт:
Все получилось. Усилие, необходимое для сдвига датчика, плавно регулируется от “шатается под своим весом” до “стоит как вкопанный”. Несложно найти и такое положение винтов, при котором датчик сдвигается рукой, но не уползает сам. Тефлон — самый скользкий пластик на свете, поэтому вряд ли быстро сотрется.
Осталось отмыть излишки графита, подретушировать пару сколов лака по краям и сфоткать результат:
Рампу сделал из черного пластика, очень органично смотрится.
Я еще думал подклеить две полоски растягивающейся черной ткани, чтобы всех этих железок по бокам от датчика не было видно. Даже нашел трусы своей бывшей, идеальные в смысле свойств материала. Но, посмотрев на законченную конструкцию, решил, что стыдиться там нечего. Серая матовая поверхность графитового покрытия совершенно не бросается в глаза, а латунь прикольно рифмуется со струнами.
Спустя два месяца никаких нареканий от владельца по-прежнему нет, все работает как задумано.
А как звучит, как звучит?
Вот видос от заказчика:
Мне показалось, что особенной разницы по звуку в разных положениях датчика нет — что и не удивительно, сдвиг-то совсем небольшой.
Я мог бы расширить паз почти до бриджевого датчика, обеспечив тем самым гораздо больший диапазон положений и тембров. Однако заказчик об этом не просил, а просил о том, что показано на видео. И доволен…
Еще один видос:
МТ9 сентября 2017