Установка трех датчиков разного типа на акустику

Задача может показаться дикой, но цель преследуется понятная.

Основная проблема со звукоснимателями — пока их не поставишь, ничего не поймешь; не понравилось — иди покупай новый. Причем стоят фирменные датчики немало, особенно те, которые для акустики. А дешевой качественной подзвучки для акустических гитар почти нет.

Вообще, технология изготовления пьезоэлементов и преампов к ним относительно закрытая. Характерно, что магнитные звукосниматели в одной Москве делает человек пять, а мастер по пьезоэлементам на всю Россию один - Николай Савинов.

(могу кого-то не знать, извините. Напишите мне, я поправлю текст)

Кроме того, установка датчика на акустику часто связана с вырезанием кусков обечайки, перефрезеровкой паза под косточку и т.д. Это намного более инвазивная процедура, чем перекидывание датчиков на стратокастере. И никакой стандартизации, принятой всеми производителями, конечно, тоже нет.

Так что подбор хорошей подзвучки - дело сложное и дорогое. А если с первого раза не угадаешь, будет еще дороже. Не желая таким образом разорять своих покупателей, сотрудники замечательного магазина Pedalzoo попросили меня установить на их “тейлор” три звукоснимателя сразу, - чтобы клиенты могли оценить разницу между ними на одной и той же гитаре. Я считаю, что это отличная идея.

Чуть менее отличной идеей является использование тейлора, а не какого-нибудь крафтера или дешевой ямахи. У тейлора все свое - свои пластиковые детали, свой датчик, свой преамп. Большинство систем подзвучки на то же место не поставишь. Плюс тейлор дорог. Поэтому я не мог просто насверлить три отверстия в обечайке и посадить туда выходы датчиков: нехорошо портить такую гитару. Хотя я понимаю желание “педалзу” использовать для демонстрации дорогих датчиков солидный инструмент. Но задача из-за этого стала сложнее.


Разбираю штатную электрику. Вот и пример нестандартного элемента: эта пластиковая штука объединяет отсек для батарейки и гнездо.

В отверстие от этой штуки хорошо виден штатный преамп, посаженный на обечайку:

Сверлить лишние отверстия, как я уже упоминал, не стоит. Поэтому для вывода сигнала с трех датчиков будем использовать родной блок с гнездом и батарейкой.

К счастью, он очень легко разбирается, а его печатная плата примитивна.

Тейлор выиграл в надежности и существенно снизил стоимость производства, ставя обычное гнездо вместо т.н. endpin jack, который используется на акустиках обычно. Жаль, что нам это гнездо не подойдет — у стереоджека три контакта, а нам явно нужно больше.

Кстати, а что именно будет на выходе? Давайте считать. Сигналы трех датчиков как минимум. Еще земля. И еще нам определенно стоит подвести 9 вольт снаружи - да, все преампы штатно питаются от батареек, но для сугубо демонстрационной гитары с кучей потребителей на борту это очень плохое решение. Получается, что нужно пять контактов.

Я собирался ставить стандартный “авиационный” разъем, но оказалось, что это не лучший вариант. Дело даже не в том, что под него пришлось бы расширять отверстие в пластиковой детальке, а заодно и в нижнем клеце гитары (там отфрезеровано впритык под штатные компоненты). Более важная беда - то, что нам нужна еще и пипка под ремень.

Казалось бы, зачем она на магазинной гитаре? Большая часть людей спокойно поиграет сидя. Но в условиях магазина может не хватить табуретки на каждого посетителя, или может прийти чувак, который привык играть стоя и у него локоть не лежит где надо в других положениях. Или надо быстренько попробовать, как сидит ремень - ремни-то тоже продаются. Или надо будет съездить на выставку с этой гитарой, а там такая суета, что не присядешь. Поэтому пипка нужна.

С помощью коллективного разума был найден разъем Mini XLR 5-pin. К сожалению, панельных разъемов такого типа я не встретил, пришлось везде пользоваться кабельными. Я использовал разъемы Rean, почти как на картинке. Внешний диаметр обода - 10,7 мм, поэтому он почти пролезает в стандартную гайку эндпин-джека. Понемногу расширяя резьбовое отверстие на ней, можно добиться плотной посадки разъема. Соединить одно с другим можно на клей или тредлокер.

Этого мне показалось мало (для ремня хочется что-то понадежнее), поэтому я сделал вот такую коронку из еще одной ненужной гайки эндпин-джека:

Прикрутив стандартное гнездо и вращая его изнутри (резьбовая часть гнезда работает как направляющая), я заглубил бортик гайки на пару миллиметров в пластик. Это поможет зафиксировать разъем от сдвигов. Естественно, все тоже сажается на клей. Совсем не стыдно: металлические детали достаточно подогреть, чтобы они отцепились, поэтому с заменой разъема проблем не будет.

Осталось только распаять разъем.

Все, с выходом с гитары разобрались. Идем дальше.

Следующая остановка - датчик LR Baggs M1A. Магнитный звукосниматель с усиленным микрофонным эффектом. Отличная штука. Для облегчения конструкции производитель запитал его от батарейки-таблетки (CR2032), которая дает напряжение три вольта. А у нас-то девять.

Что ж, залезем и в него. Разбирается, к счастью, очень легко.

Внутри надо найти точку, в которую приходит напряжение с батарейки, и через подходящий DC-DC преобразователь подвести к ней провод снаружи. На фото преобразователь справа, между двумя проводами и большой каплей припоя.

Не все преобразователи подходят для такой задачи. Первый, купленный наугад, давал жуткие свистящие помехи, от которых я даже заэкранироваться не смог. Я пошел в профсоюзный чатик и там мне подсказали, что купить. Не помню уже, по каким критериям его подбирали. В общем, консультируйтесь со специалистами. Или просто купите пять разных преобразователей, они дешевые.

Наружу выводится простейший однопиновый разъем. Большего не требуется: земля и выход с датчика забираются через штатный миниджек, расположенный ниже.

С магнитным датчиком разобрались.

На очереди два преампа - Element и Lyric (датчики у них пьеза и микрофон соответственно). Штатно они монтируются на хвосте у эндпин-джека и после сборки прикрываются специальной втулкой, которая накручивается ему на резьбу. Она защищает печатную плату от повреждения при установке и, конечно, от помех.

Нам джеки не нужны. Поэтому с преампами делается одна и та ж процедура: штатное гнездо выпаивается, ставится перемычка на включение питания (обычно оно подается при вставке джека), а выходной провод выводится в ту же сторону, что и остальные.

При этом втулки теряют контакт с землей (штатно он происходит через резьбу эндпин-джека). Поэтому я в дальнейшем спаял их вместе и вывел от них проводок к общей земле. На фотке видны пятнышки припоя на левом крае втулок.

Вот вся система, кроме гнезда (которое уже внутри), перед установкой в гитару.

Раздачу питания я сделал через клемму Wago. Не знаю зачем. Электромонтажная привычка :-)

Вот все три органа управления: громкость M1A расположена прямо на его корпусе, громкость и подстройка верхов Lyric - слева, громкость Element - справа.

Таким образом, штатные крутилки тейлора остались незадействованными. Зато очень пригодилась плата, на которой они сидят: именно к ней я прикрепил основной блок из двух преампов и клеммы. Обычными пластиковыми стяжками. Чтобы не гремело, все проложено мягкой полимерной пленкой, конечно же.

Для тестирования системы я собрал вот такую распределительную коробочку:

Внутри все очень просто:

Я отдал ее в “педалзу” вместе с гитарой. Активный лайн-селектор, позволяющий быстро переключать датчики ногой прямо во время игры, делался уже без моего участия.

Со временем про гитару и эти датчики даже сняли замечательное кино:

Система оказалась надежной: гитара служит магазину с осени 2018-го. А отдельно я рад тому, что все использованные компоненты - и гитару, и подзвучку, - можно за полдня вернуть в штатное состояние и не оставить почти никаких следов.

МТ
17 апреля 2020