Как я распилил Gibson RD
История, на самом деле, о том, как трудно бывает оценить стоимость ремонта по фотографиям поврежденной гитары.
C чего все началось
Фотки покрупнее:
Ну а что?.. Ну разошлась склейка, - тоже мне, блин, трагедия. Шкуркой потру шов, сделаю прижимку по форме корпуса, поставлю пару струбцин — и готово дело. Можно даже не подкрашивать. Ориентироваться решили на пару тысяч рублей. Правда, хозяин еще интересовался перекраской гитары в более темный цвет, но ценник его отпугнул.
Увы, когда гитара прибыла в Россию, а потом и в мастерскую, обнаружилось, что ситуация гораздо хуже, чем я думал. Во-первых, на клене рядом с трещиной — огроменная свилеватость (внимание на светлую полосу в нижней части фотографии), и потому сама деревяшка там кривовата:
Во-вторых, кто-то напихал в разлом светлой шпаклевки:
Но даже после извлечения ее из трещины стянуть корпус у меня не получилось. Древесина кривая. Как я ни старался, у самого торца корпуса оставалась довольно широкая щель. Таким образом, мой прогноз, данный в переписке, не оправдался. Увы.
Я предложил хозяину доломать склейку, выстругать поверхности и склеить корпус обратно. Небольшое расхождение в длине половинок, которое получится после этой процедуры, спрячется в нижнем роге, — его можно будет немного подрезать, это совершенно не страшно. Ширина корпуса уменьшится на 2-3 мм — это тоже не страшно, потому что на собранной гитаре их никто не заметит. Ну и, разумеется, без перекраски тут уже не обойтись. Поскольку таковая все равно планировалась рано или поздно, владелец согласился на все эти процедуры довольно легко.
Аморальный ремонт
Ну поехали. Разбираю инструмент целиком.
Некоторое время я пытался расклеить шов как положено, горячим шпателем и паром:
Ничего, конечно, не вышло. Не думаю, что расклеить корпус в такой ситуации вообще возможно: упругость у кусков нулевая (еще бы, с такой-то толщиной), поэтому просто некуда засунуть шпатель, он намертво встает между кусками.
Значит, план Б. Ставлю направляющую точно вдоль фуги и беру свою волшебную пилу с резом 0,3 мм.
Мне достаточно слегка запилиться вдоль линии, а дальше пила будет ей следовать без всякой направляющей.
Опаньки!
Тем временем можно подурачиться в соцсеточке.
Конечно, это еще далеко не конец, потому что свежераспиленная поверхность выглядит так:
Так что я вооружаюсь длинным рубаночком и начинаю готовить поверхности под склейку.
Как обычно, я снимаю по чуть-чуть и очень часто проверяю поверхность угольником и линейками.
Когда еще такое увидишь?..
После фугования я склеиваю корпус обратно. На полиуретан. Это такой волшебный клей, который невероятно прочно держит и при этом не боится ни тепла, ни влаги. Спустя столетия гитара рассыпется в труху, а этот шов останется.
К сожалению, не могу найти фотографий ни процесса склейки (впрочем, там скучно), ни подрезки нижнего рога. Обойдусь рассказом.
При фуговке ушло, думаю, миллиметра три. Соответственно, при склейке я выровнял корпус по заднему торцу, тем самым перенеся все несоответствия размеров на нижний рог. Примерно так:
Правда, моя линия разреза проходила чуть выше, чем на картинке, и затрагивала верхнюю часть углубления нижнего рога. Поэтому при горизонтальном сдвиге такого же красивого взаимовычитания выступов не получилось. На картинке, можно сказать, идеальный вариант, при котором подрезка после склейки сведена к минимуму.
А спрятать все эти несоответствия в нижнем роге — очевидная мысль. Контуры там крутые, никто не будет разбираться, насколько они сдвинуты. По крайней мере, это лучше, чем изменить контур заднего торца: он более прямой и любое отклонение от стандарта на нем заметно куда лучше, чем на роге. А главное, материала там пришлось бы снимать гораздо больше.
Короче, после склейки я осторожненько подрезал стругом и зашлифовал небольшой выступ на нижнем роге:
(здесь должна быть фотография, которой нет)
Другое интересное место — тыльная сторона темброблока. Спереди-то ничего интересного, — пришлось только расширить отверстие под переключатель, которое попадало ровно на склейку и из-за этого превратилось в овал :-) Но вот сзади, очевидно, слегка поехал контур темброблока и фрезеровка под крышку. Старая крышка туда уже не встанет просто так. К этому вопросу я еще вернусь.
Покраска и сборка
Клиент присылает несколько образцов желаемого цвета, типа такого:
Я отвожу гитару супермаляру, супермаляр постит фоточки процесса:
Разумеется, это еще не финальный оттенок.
Спустя некоторое время я забираю гитару и пытаюсь найти склейку:
Оттенок не кажется близким к образцу, но тут специфическое освещение и не самая разумная камера. На обычном свете оттенок у гитары темно-коричневый, как и положено.
Пока гитара красилась, я заказал для нее шаблон под крышку. Он вырезан на ЧПУ-фрезере и точно соответствует ей по форме. Подрезаю верхнюю грань паза:
Обратите внимание на характерные ступеньки на верхних стенках темброблока (выделил оранжевым) - они образовались в результате вырезания материала и с головой меня выдают. Если бы нужно было во что бы то ни стало скрыть факт ремонта, пришлось бы их убирать. Но мне, к счастью, не нужно.
Вот теперь можно понемножку собирать гитару.
Готово:
Кто бы мог подумать, что по этому месту я совсем недавно елозил рубанком? Это же ВИНТАЖНЫЙ ГИБСОН, все как с завода.
Да и сзади корпус не вызывает никаких подозрений.
Все, гитара упаковывается в родной кейс…
…и отправляется в Краснодар к хозяину.
Еще кое-что
Пикгард не пришлось подрезать, хотя я предполагал, что будет нужно. Оказалось, что изменение формы корпуса не оказало заметного влияния на его вид. Понадобилось только просверлить новые отверстия под шурупы;
Я чуть не запорол весь ремонт, потому что не уделил внимания каналу под провода. Ясно, что он тоже несколько изменился в результате описанной процедуры. А сверлится-то он на фабрике, со стороны паза под гриф, еще до установки последнего! Поэтому пересверлить его по-человечески на собранной гитаре невозможно. Мне повезло: там осталась узкая сквозная дырка, которую я кое-как раздолбил длинным тонким сверлом до нужного диаметра, грязно ругаясь. Если бы не повезло, то возни было бы очень много.
5 июня 2014