Защита

К технике безопасности среди моих коллег принято относиться наплевательски.

Может быть, это просто молодецкая удаль и вечная надежда на авось. Возможно, дело в том, что в рабочей обстановке, когда мечешься туда-сюда между станками, не хочется отвлекаться и искать очки. Не исключено, что кто-то не хочет показаться окружающим слабым и пугливым. Кому-то жмет респиратор.

В общем-то, суть совсем не в этом, а вот в чем:

Защита необходима всегда, и отказ от нее свидетельствует только о глупости отказавшегося.

То есть если мастер, к примеру, не надевает очки при работе с фрезером, — то это глупый и безалаберный человек, который не может адекватно оценить последствия своих поступков. Исключений нет. Тут как с ремнями безопасности: не существует причин ими не пользоваться.

В этом тексте я расскажу, как я решаю вопрос индивидуальной защиты при работе в гитарной мастерской. Я далеко не спец в этом вопросе, однако продвинулся в нем чуть дальше, чем большая часть моих товарищей по цеху. У вас могут быть иные соображения о том, как правильно поступать - пишите их в комментарии, человечество будет вам благодарно. Поехали.

Глаза 

Глаза крайне уязвимы, поэтому защитные очки - самое главное средство защиты. Если вы не носите наушники или респиратор, то последствия своей глупости ощутите далеко не сразу. А вот прилетевшая в глаз щепка изменит жизнь мгновенно.

Поэтому очки должны быть на носу при любой работе с опасным электроинструментом и станками. Опасность определяется легко: подумайте, может ли от него улететь в сторону что-нибудь ощутимое. Если может, то без очков не стоит и начинать. Фрезер в этом смысле хуже всех: во-первых, шарашит стружкой, во-вторых, изредка может и осколок фрезы прилететь. Бормашина опасна, орбиталка безопасна, болгарка очень опасна, дрель на малых оборотах безопасна. И так далее.

Кстати, важный момент: при работе с циркулярной пилой, болгаркой, фрезерным столом и любыми другими станками с видимым вращающимся элементом — держите голову в стороне от плоскости вращения! Вы спокойно стоите перед циркуляркой, подаете заготовку, склонившись над диском… Если отвалится твердосплавная напайка, то никакие очки не спасут. Да, обычно вокруг диска должен быть защитный кожух, но слишком часто он оказывается снятым, где он — никто не знает, а работать надо. Так вот — берегите голову, встаньте чуть правее или левее.

Также существует немалая вероятность испортить глаз подковыренным осколком клея (особенно эпоксидного — хрупкий он, летает далеко) или капелькой припоя. Подогреваете паяльником кончик провода в ушке потенциометра, тянете за него, а он не поддается. Тянете сильнее, продолжая нагрев. Узелок наконец сдвигается, и вместе с проводом вам в лицо летит куча мелких раскаленных оловянных шариков. У меня такое было не раз. Теперь я отворачиваю лицо в сторону, когда тяну такой провод. А еще лучше просто его обрезать заподлицо и выскрести остатки оловоотсосом, раз одного прогрева недостаточно. Или все-таки надеть очки!..

Очки бывают двух типов - простые, по формату мало чем отличающиеся от привычных:

или с закрытыми бортами, похожие на горнолыжные:

Я предпочитаю простые, потому что их легко сдвинуть на лоб, да и на лице они сидят гораздо комфортнее. Закрытые очки полезны, если вам в лицо летит очень много пыли, в том числе под углом. Ближайший пример - сверление бетона над головой. Но в мелкой столярке преимуществ у закрытого типа я не вижу.

Как перестать забывать про очки 

У меня раньше были одни, и я их постоянно где-нибудь оставлял, терял, поэтому подходил к станкам без них - работать-то надо. Так вот, рецепт борьбы с этим очень простой.

Идете в магазин “спецодежда” и покупаете там самые бесплатные очки:

Alt text

Не одни, конечно. Купить их надо хотя бы штук пять, а лучше десять.

По приезде в мастерскую нужно разложить их во всех рабочих зонах, повесить возле каждого станка и на каждом видном месте. Теперь потерять очки будет очень трудно, да и попадаться на глаза они будут в нужный момент. Хватает где-то на полгода. Они как медиаторы, куда-то исчезают постепенно.

Существуют также легкие маски для защиты не только глаз, но и всего лица:

Очень правильная штука, особенно в плане защиты от брызг. Забрало этой маски при необходимости откидывается назад. Такую полезно иметь в арсенале, но пользоваться ей вы вряд ли будете часто.

Уши 

В начале статьи я ругал тех, кто не пользуется защитой. Так вот, я тоже побывал в этом клубе!

Лишь поработав с гитарами десять лет, я впервые столкнулся с чрезмерным, на уровне болевого порога, шумом от инструмента. Появляется он, если подключать пылесос к шлифмашинке: проходящий через отверстия подошвы воздух порождает жуткий высокочастотный свист. Плюс стандартное гудение орбиталки и пылесоса. Через пару таких сеансов я забежал в ОБИ и купил там самые дешевые желтые наушники за триста, что ли, рублей.

Alt text

Святые угодники, почему, почему я не сделал этого раньше?.. Как выяснилось, наушники полностью меняют ощущения от работы с электроинструментом.

Выяснилось, что даже если шум можно вытерпеть, — на него все равно отвлекаешься и нервничаешь. Много лет я искренне полагал, что этот невроз — свойство работы с любым опасным приспособлением, но, оказывается, нет: проблема именно в шуме.

Короче, теперь я надеваю наушники, даже когда работаю на относительно тихом и совершенно безопасном гриндере. А о фрезере и говорить нечего. Благодаря им я чувствую себя более сконцентрированным на работе, всегда уверен и спокоен.

(это не я, это Гоша)

(и еще у наушников имеется некий психоделический эффект. Все звуки вдруг становятся гулкими и глухими, как будто слышишь их из-под воды. Очень странное и интересное ощущение)

Так что наушники нужны обязательно. Можете вместо них купить беруши, но они мелкие, так что их легко потерять. Да и срок службы у них ниже. Кроме того, беруши - это персональная вещь, как зубная щетка. Если на станке время от времени работают пять человек, беруши должны быть свои у каждого, — а наушники нормально надевать одни и те же. Так что в нашей мастерской мы берушами не пользуемся.

Дыхалка 

Понятно, что хорошая вентиляция в мастерской очень нужна.

Так же понятно и то, что вонючие или пыльные работы лучше всего проводить на открытом воздухе. Тем не менее, трудно бегать на улицу ради каждой шлифовки, да и красить там зимой невозможно. Поэтому пылить в помещении неизбежно придется. И какой бы эффективной ни была ваша вытяжка или фильтрация, она не сможет утянуть у вас из под носа всю дрянь, которую поднимаете вы в воздух; некоторую ее часть вы все равно вдохнете.

Поэтому нужно как-то фильтровать вдыхаемый воздух. Вариантов для этого великое множество, от простейших одноразовых масок типа медицинских, до навороченных, закрывающих все лицо (в духе Breaking Bad).

Я не буду подробно все это разбирать, а просто расскажу о том, чем пользуюсь сам. С 2010-го для всех дел я использую полумаску 3M серии 7500. Последняя цифра обозначает размер самой маски, выбирайте под ширину щячла. Средняя, 7502, удобна почти всем.

Фишка в том, что сама эта маска ничего не фильтрует. На нее цепляются нужные сменные фильтры. Крепеж фильтров прост и надежен, меняются они за десять секунд. Таким образом, я комплектую маску под нужную задачу: либо под пыль, либо под пары лаков и растворителей.

Самые крутые противопылевые фильтры называются 3M 6035, выглядят так:

С ними легко дышится даже посреди пылевого облака от самой мерзкой тропической древесины, которая без маски разъедает носоглотку.

Когда я крашу, много работаю суперклеем или что-то отмываю растворителями, я ставлю фильтры против органических паров, называются 3M 6055:

К ним обязательно нужно докупить предфильтры, — это такие тонкие тряпочки, которые задерживают крупные частицы и тем самым продлевают срок службы основных фильтров. Называются 3M 5925, стоят совсем смешных денег.

Противопылевые фильтры можно изредка пылесосить или продувать компрессором. Но даже без этого можно рассчитывать, что пара 6035 в гитарной мастерской прослужит минимум год. Срок службы у них огромный.

Существуют и специальные фильтры от всего: и от газов, и от пыли одновременно. Но они дороже, поэтому использовать раздельные фильтры мне кажется более разумным.

Продаются эти фильтры много где, — в том числе, например, в Комусе можно заказать. Комусов много, поэтому удобно. Или на Озоне.

Маску можно носить без дискомфорта примерно полчаса, потом морда все-таки слегка затекает, хочется сделать перерыв. Вес у нее комфортный, хотя фильтры 6055 тяжеловаты. Противопылевые 6035 не ощущаются вообще.

Мне так гораздо больше нравится, чем покупать одноразовые марлевые маски. Там вечные проблемы с прилеганием, да еще и запас поддерживать надо. С одним респиратором на все случаи жизни как-то проще. А главное, можно делать модные луки в инстаграм:

Петр Варлашкин

Руки 

Тут совсем просто. Два правила:

  1. Перчатки при работе с деревом не нужны, а на станках и вовсе опасны.

  2. Перчатки хороши для работы с растворителями, лаками и т.д.

Я как-то совсем не парюсь и спокойно использую мощные защитные перчатки. Их легко встретить в крупных хозмагах. Выглядят как обычные резиновые хозяйственные, только чуть пожестче, и на них обычно указана степень защиты от разной химии. Перчатки эти недорогие, многоразовые и живут долго. На ацетон им наплевать, не говоря о более мягких вещах. Типа:

Конечно, рано или поздно я их рву об острые детали гитары, после чего иду за новыми. Делать это приходится очень редко.

За каждой мелочью перчатки надевать лень, поэтому время от времени я работаю голыми руками с ацетоном, спиртом и уайт-спиритом. Но если нужно долго с чем-то возиться, или использовать более злую химию, обязательно надеваю. На крайняк и тонкий полиэтиленовый пакет — вполне себе перчатка.


Вот и вся моя защита. Надо бы еще поговорить о содержимом аптечки и о способах перевязки ран, или о том, как важно запирать дверь в мастерскую перед работой на станке, но это все уже в другой раз.

Тому, кого не убедили мои аргументы, прямая дорога в эпическую тему на Вудтулсе, посвященную историям различных травм на производстве. Прочитав все сто страниц, вы вернетесь седым и мудрым.

МТ
2 июня 2015