Пара способов красиво понтануться

Холодным февральским днем нам принесли мастеровую восьмиструнную гитару, да не простую, а недоделанную.

Клиент ее выкупил за полцены и принес нам на доработку. Там было много работы, но здесь я расскажу только про два момента. Первый — установка мультимензурного бриджа из отдельных седел; второй — карбоновый порог, заземляющий струны.

Прогрессивная разметка мультимензурного бриджа 

Большинство производителей гитар располагает индивидуальные седла на равном расстоянии друг от друга и параллельно средней линии грифа. Выглядит это примерно так:

Источник

Решение интуитивно понятное и прекрасно работает на шестиструнных гитарах, но при большем количестве струн басы (толстые струны) начинают “кучковаться”: расстояния между ними получаются значительно меньше, чем между дискантами (тонкими струнами). Причина такого явления кроется в различной толщине струн; чем толще струны, тем скучкованность будет заметнее. Доходит до безумного:

Подобные монстры едва ли вообще жизнеспособны

Избежать такого эффекта позволяет прогрессивная разметка. Мы ее постоянно используем для разметки верхнего порожка, так как там эта проблема актуальнее, из-за меньшего расстояния между струнами чем на бридже. Суть этого метода заключается в том, что мы делаем расстояние между каждым последующим седлом не одинаковым, а отличающимся на некоторую дельту, то есть берется арифметическая прогрессия (поэтому разметка и “прогрессивная”). Таким образом, мы получаем разное расстояние между центрами струн, но более выравненное — между их краями. То есть более равномерный спейсинг струн.

В данном случае дельта равна 0.25мм

Раз уж мы начали выпендриваться с расположением седел, и все равно засовываем гитару в ЧПУ-станок, то грех не выставить их параллельно струнам, а не оси грифа, — как бы легким веером. Практического смысла в этом особо нет, просто красиво.

Заземление струн через карбоновый порожек 

У бриджей с раздельными седлами нет общей станины, а значит, мы не можем заземлить весь бридж одним проводом, как это делается обычно. Можно насверлить отверстий под каждым седлом, вывести от них по отдельному проводку и вести всю эту косу в темброблок, или сделать где-то заземляющую шину.

Вот тут видно четыре провода от четырех седел

Подобное решение трудоемкое, и перестает выглядеть нормально с большим количеством струн. Поэтому зачастую проблему заземления отдельных седел решают полоской медного скотча, наклеенной под седлами, которая потом противно маячит в щелях между ними.

Оба решения нам не подходят — хочется чего-то простого и красивого.

Можно заземлить струны через верхний порожек! Делаем его металлическим, заземляем одну струну на бридже, а через нее и порог заземляются все остальные. У этого решения также есть свои нюансы: если струна порвется, то капут заземлению. Чтобы этого не случилось, решили заземлять одну из толстых струн, чей шанс обрыва крайне мал.

И тут оказалось, что хозяин гитары хочет порожек черного цвета. Темные сплавы вроде бы бывают, но пилить чугун или какой-нибудь хром-молибден совсем не хочется. Поэтому мы плюнули на эту идею и собирались лепить скотч.

Неожиданной удачей и поворотным моментом оказалось отсутствие в мастерской заготовки черного кориана нужного размера.

Была только такая кроха

Пока заказывали и ждали подходящую заготовку, ко мне подошел коллега и сказал: “чего ты паришься — сделай из карбона”. У нас в мастерской есть карбоновые стержни, которые мы используем для усиления грифов — они очень длинные и подходят по толщине.

И самое главное: карбон ПРОВОДИТ ТОК. Реализация не заставила себя ждать.

Главное теперь — не ставить в эту гитару порог из другого материала. Хотя, учитывая тихие закрытые датчики и полную экранировку всех полостей, здесь вообще можно было не заземлять струны. Так что ничего особо страшного не случится даже с другим порогом.

Вот так вот мы выпендриваемся.

Петр Варлашкин
3 октября 2024