Лучшее крепление пипки под ремень

Проблема 

Самая распространенная проблема гитар и басов — не убитые струны, не торчащие лады и не вывалившееся гнездо. Чаще всего у инструментов болтаются держатели ремня.

Хорошо, если пипка просто слегка прокручивается на шурупе. С этим можно жить. Хуже, когда держатель медленно вытягивает шуруп из гитары, и последний приходится регулярно подкручивать. Обычно в таких случаях шуруп не останавливается, дойдя до конца резьбы, а с небольшим усилием прокручивается в отверстии; это очень тревожный симптом, но музыканты редко заморачиваются. Поэтому какой-то момент шуруп просто вылетает из гитары, и тогда приходится восстанавливать не только резьбу, но и что-нибудь еще. Например, голову грифа.

Требования к надежности крепления резко возрастают, если на инструменте установлены стреплоки. Они, как правило, перемещают ремень на большое расстояние от корпуса, тем самым увеличивая рычаг, которым тянется шуруп. Есть исключения (например, потайные Dunlop), но в целом так.

Ставя стреплоки, мы получаем возможность надежно закрепить на них ремень; но сами стреплоки при прочих равных несколько хуже держится за гитару, чем штатное крепление. Этот момент обязательно нужно учитывать при установке.

Больше всего проблем с держателем ремня на мягкой древесине (красное дерево, липа, ольха) и на нижнем креплении ремня цельнокорпусных гитар: там шуруп вкручивается параллельно волокнам древесины и потому держится намного хуже, чем при угловой установке. Шуруп, вкручиваемый поперек волокон, раздвигает их и надежно ими удерживается. “Параллельный” же шуруп подрезает волокна, поэтому фиксируется гораздо хуже.

Это не секрет. “Гибсон” осведомлен о проблеме, и поэтому не стесняется вставлять в свои лесполы обычные пластиковые дюбели. Благодаря им нижняя кнопка в красном дереве прилично держится. Пока не засверлишься - не заметишь:

(говорят, дюбель ставят, чтобы закрыть дырку от крюка, за который гитара вешается при покраске. Пусть так. Тем не менее, решение с дюбелем очень удачное применительно именно к креплению ремня)

Решения, которые не работают 

Музыканты, имея дело с сорванным крепежом, любят совать в отверстие под шуруп бумажки, спички, зубочистки и всякий другой хлам. Смысла в этом мало.

Особо отчаянные люди и гвозди вбивают.

Так делать нельзя.

Решения, которые работают до следующего раза 

Совсем другое дело - вставить в отверстие ту же зубочистку, но в сочетании с клеем (лучше всего ПВА). Это проработает дольше одной репетиции.

Также можно поставить шуруп подлиннее, а в идеале и чуть потолще.

В редких случаях приходится рассверливать старое отверстие, вклеивать в образовавшуюся дыру шкант и сверлить новое отверстие под шуруп уже в нем (как на первой картинке). Нормально, работает. А если вы заморочились и вклеили не соосный шкант, а пробочку с поперечным направлением волокон — скорее всего, крепление не разболтается никогда.

О втулках 

Втулки под вклейку в корпус могут показаться идеальным решением, но являются им не всегда.

Втулка — единственный способ установить крепление там, куда не помещается другой крепеж. Так бывает, когда надо вкрутиься поперек очень тонкого корпуса, особенно с потайным стреплоком — верхний крепеж Gibson SG, например.

Однако в остальных случаях я доверяю втулкам меньше, чем даже пластиковым дюбелям. Внешний диаметр у втулок постоянен, а рифление обычно очень мелкое; это значит, что если клей ослабнет, вырвать втулку из корпуса будет проще, чем любой шуруп — он-то хоть с крупной резьбой и будет цепляться за стенки.

К тому же втулки обычно коротенькие, не больше сантиметра, что приводит к большой удельной нагрузке на стенки отверстия и, опять же, к ослаблению клеевого соединения.

Поэтому я стараюсь не использовать втулки для крепления ремня.

Мое решение 

В строительных магазинах встречаются латунные анкеры М4 (не те анкеры, которые от гитары, а строительные). Выглядят так:

Анкер раскрывается при заворачивании винта:

Это снимает массу проблем, потому что анкер можно даже не вклеивать — он и так будет держаться из-за утолщения на конце. Вырвать такую бибу из корпуса практически невозможно.

Винты М4 относительно небольшие, и их легко купить. Поэтому “анкерное” крепление совместимо со всеми пипками и стреплоками. Ну, может, отверстие придется на полмиллиметра рассверлить, или диаметр шляпки винта подрезать. Ничего сложного.

Еще одно преимущество перед втулками — легкость извлечения (извлекать нужно, например, при смене обычных стреплоков на потайные). Хорошо вклеенную втулку надо прогревать паяльником и только потом вырывать из гитары. На светлом дереве и нитролаке это грозит оставить некрасивую темную кайму по периметру втулки. А анкер после извлечения винта складывается обратно до постоянной толщины, и вытащить его — раз плюнуть.

Правда, для уплотнения соединения я вымазываю стенки отверстия тайтбондом перед тем, как вставить анкер — но тайтбонд слабо липнет к металлу. Тот же тайтбонд, или мягкий тредлокер, я использую и на резьбе анкера, чтобы исключить самораскручивание из-за вибрации.

У анкера под М4 очень приятный внешний диаметр — 5 мм. Его очень удобно ставить в разбитую дыру от вырванного крепления, разве что рассверлить чуть-чуть приходится. Нет необходимости забивать старое отверстие и сверлиться с нуля.

А не расколет? 

Нет.

Ну, тонкий верхний рог из твердой древесины, наверное, можно расколоть, если постараться. Имеет смысл подрезать винт, чтобы лепестки анкера не раскрывались полностью. Но в твердом дереве обычно и без анкера все хорошо.

А вот в мягкой древесине, которая обычно и требует подобных апгрейдов, вероятность что-то расколоть стремится к нулю.

Перед установкой этих анкеров на “колоссус” я провел опыт: взял ольховую дощечку толщиной около сантиметра, вставил сбоку анкер и вкрутил в него длинный винт с целью что-нибудь испортить. Только ничего у меня не вышло: винт полностью раскрыл анкер, после чего углубился еще на сантиметр в деревяшку без значительных усилий — несмотря на то, что под него даже не было просверлено отверстие… При этом на боковых гранях дощечки никаких следов не появилось.

Историческое фото (к сожалению, без рентгена):


Мой метод проверен боем: я оснастил несколько десятков гитар такими креплениями, причем в основном это инструменты, которые активно работают на сцене и в студии. Ни малейших проблем не обнаружилось, кнопки ремня держатся намертво. Так что рекомендую.

Хотя в некоторых случаях даже такого крепления недостаточно, и приходится чудить.

МТ
2 апреля 2016