Ремонт уползающего тремоло стратокастера
О чем речь
Конструкция стратоподобных гитар с тремоло имеет важную особенность.
Обратите внимание на область, которую я подсветил оранжевым:
На эту маленькую полочку приходится огромная нагрузка.
Какая именно? Давайте считать: натяжение струн 10-46 — около 47 кгс. Пружины тянут значительно слабее, поскольку имеют большее плечо силы (высоту сустейн-блока). Давайте оценим их натяжение как вчетверо меньшее, 12 кгс. Таким образом, тремоло тянется в сторону грифа с силой около шестидесяти кгс.
Килограмм-сила. Это сила, выраженная весом груза. Т.е. если расположить корпус рогами вниз и приделать к тремоло шестидесятикилограммовую гирю, то получится такая же нагрузка.
Традиционно натяжение струн меряют в фунтах (lbs), под которыми подразумеваются фунт-силы. Я перевел в килограммы для наглядности.
Представили себе шестьдесят килограммов? Ну вот. А полочка-то тонкая, и древесные волокна в ней идут поперек, так что выломать ее несложно.
Ясеневый корпус (или кленовый топ) без проблем выдерживает такую нагрузку. Ольха иногда трескается, иногда нет, но обычно справляется. А вот мягкая тропическая древесина, из которой делают, например, Squier, ломается часто. Особенно если фрезеровка рядом — не под сингл, а под хамбакер.
В результате тремоло начинает ползти вперед, упираясь в пикгард. Наклоненные опоры — очень характерный симптом:
Картинка из мастерового чата, отправителя продолбал, сорри
Если тремоло стоит не на шести шурупах, а на двух опорных втулках, то чаще всего они и выламываются:
Прислали Егор Яценко и Андрей Иванов
Но если крепление шестиопорное, или просто не повезло, можно и всю полочку целиком выломать:
Прислал Денис Ковалев
В общем, место это слабое и хрупкое, и часто нуждается в ремонте.
Лет десять назад я придумал простой метод усиления этой области, который не портит внешний вид и не требует сложного оборудования, а требует одной фрезы за пять баксов.
Я приведу этот метод как один из этапов восстановления полностью уничтоженной полочки:
На этом страте вместо родной — отвалившейся — деревяшки вклеили новый кусок на сопли, и даже успели сдать гитару, прежде чем все это безобразие опять поползло к пикгарду.
Представление о качестве ремонта можно получить, рассмотрев фотографию:
Подтеки эпоксидки, белый дрист от баллона эмали, клеевые пятна, напоминающие плесень… Короче, дело дрянь.
Вот что предстоит сделать в данном случае:
Врезать новую деревяшку взамен утраченной;
Усилить всю область поперечной вставкой;
Подкрасить новые элементы.
В большинстве случаев — когда полочку потащило вперед, но еще не оторвало, и уж тем более ее не потеряли, — достаточно будет второго пункта, с предварительной проливкой трещин затекающим клеем. Если вы пришли сюда за ним, то вот ссылка на нужный раздел.
Нам же предстоит полная программа.
Подготовка
Примеряясь к врезке нового куска, я обнаружил нехилую трещину, соединяющую паз под пружины с темброблоком.
Ее я постепенно залил текучим суперклеем, делая большие паузы между подходами. Первая заливка целиком впитывается в древесину, но если дать ей подсохнуть, то следующие уже будут оставаться в трещине.
Кстати, так же заливаются и трещины по бокам от родной полочки, если она не успела окончательно отвалиться, как у меня.
Другая интересная вещь обнаружилась с лицевой стороны: вдоль пострадавшей области шел глубокий пропил, упиравшийся в дно паза. На фото в него засунута бумажка для наглядности.
Стало ясно, что срезать старую полочку надо под корень, чтобы этот пропил не портил жизнь.
Врезка новой деревяшки
Вот кусок клена, который я буду использовать:
Для начала я срезал стамеской большую часть старой полочки:
Затем выставил ровную фанерку в качестве упора для фрезера…
… и сделал им ровную стенку паза, а заодно разровнял большую часть дна.
То же самое сделал с другой стенкой. Тут у меня было больше места, поэтому я придал ей небольшой угол, который будет препятствовать уползанию полочки вперед.
Примерка по высоте:
Большую часть лишнего материала я отпилил, а остаток снял фрезером — очень удобно, позволяет ловить доли миллиметра:
После тщательной доводки боковых граней новая деревяшка держится даже без клея:
Плотной посадке способствует косая боковая стенка: новый элемент получается вогнать в паз сбоку, как клин. Сажаю его на ПВА.
На следующий день, после высыхания клея, снимаю фрезером лишний материал со стороны темброблока:
Теперь это место нужно усилить, потому что сейчас оно по-прежнему остается уязвимым.
Поперечная рейка
На строительных рынках несложно найти вот такую фрезу:
Называется она фальцевой, бывает с разной высотой ножей. У моей, кажется, миллиметров 5-6:
С помощью такой фрезы легко сделать замечательный паз, идущий поперек пострадавшей области:
Слева он не доведен до конца, пришлось потом пройти по шаблону отдельно.
Беру кусок палисандра (обрезок от какой-то накладки) и привожу его к нужной форме:
Готовым он выглядит так:
А уложенным в паз — так:
Вклеиваю его на эпоксидку, поскольку гарантировать отсутствие зазоров в данном случае сложновато.
Чтобы потом не мучиться с застывшими подтеками смолы, которые не дадут снять выпирающую часть фрезой с подшипником, все лишнее обклеено скотчем:
На следующий день снимаю скотч и прохожусь фрезой.
Готово: эта область больше никогда не развалится, причем врезка спрятана под пикгардом, а поверхность корпуса не пострадала. В случаях, когда мы усиливаем родную деревяшку, ничего больше делать и не требуется — разве что заново покрыть графитовым лаком стенку темброблока.
Но в данном случае деревяшка не родная, так что придется повозиться еще.
Сверление отверстий под втулки
Убираю лишний материал из паза сустейн-блока:
Примеряю тремоло и обвожу его передний край карандашом:
Точно просверлиться нужно только под закругленный нож тремоло; другой сделан прямым как раз для того, чтобы было меньше мороки с разметкой. Накалываю отметину шилом.
Сверлю без станка; супер-точный перпендикуляр тут не требуется, а приемлемо точный я и вручную обеспечу.
Тестовая установка втулок показала, что все ок: тремоло стоит ровно.
Правую втулку я сместил к краю, чтобы подставить винту свежую часть ножа. А почему нет?..
На стенках отверстий хорошо заметна поперечная врезка — вон она, темная:
Сажаю втулки на густой суперклей.
Косметика и сборка
Грунтую все поверхности тем же супером:
Циклюю его и готовлю к подкраске:
Тут случился конфуз: эмаль, выбранная по колпачку, оказалась совершенно не того цвета. Разница неприятно бросается в глаза.
Пришлось намешать компот из нескольких разных эмалей, получив более подходящий цвет, и нанести его вручную:
На этом фото я уже притер и отполировал слой эмали:
Цвет все еще не совпадает, но достаточно близок. Вымазать графитом переднюю стенку я тоже не забыл.
Получилось неплохо. Проблема только в том, что по периметру втулок проступили темные ореолы. Но на готовой гитаре это совершенно не бросается в глаза:
Опорные винты стоят ровно и никуда уползать не собираются:
С помощью поперечных реек мы спасли десятки гитар. К рейкам прилагается бессрочная гарантия, но она ни разу не пригодилась. Поэтому я рекомендую этот метод: он относительно прост, очень надежен, а снаружи его не видно.
В случае очевидно мягкой древесины или кастомшопа, которым вы заведуете, я рекомендую вставить такую рейку еще до того, как все развалилось.
МТ23 февраля 2024