Три порога на границе басовых струн

Речь пойдет о трех порогах, которые мне довелось сделать когда-то давно. Также на их примере я покажу некоторые особенности изготовления верхнего порожка для бас-гитары. А если вам хочется увидеть непосредственный процесс изготовления с комментариями, то можно посмотреть на Ютубе.

Первый порог 

Начнем в хронологическом порядке, и первым у нас будет нейзильберовый порог для пятиструнной бас-гитары с дропнутым строем и нестандартным комплектом: пятая струна 145, вместо стандартной 130. С такими порогами есть некоторые трудности.

Во-первых, нейзильбер, хоть и является распространенным и недорогим материалом для ладов, при использовании для изготовления порожка труден в обработке. Поэтому стоит внимательно отнестись к разметке заготовки перед пропиливанием пазов под струны. Заготовку следует сделать такой высоты, чтобы глубина получившихся пазов была равна 1/2–3/4 диаметра соответствующей струны. Если не соблюсти это условие, придется потратить много сил на пропиливание широких и глубоких пазов в труднообрабатываемом материале, — поэтому лишней высоты порожка желательно избегать. Здесь этот принцип отлично соблюдается:

Следующий момент с этим порогом — это то, что из-за очень толстой пятой струны пришлось смещать ее ближе к четвертой, чем обычно. Из-за этого расстояние между струнами не равное. Я так сделал, потому что в противном случае расстояние между остальными струнами было бы меньше, чем в моем варианте. Чего не хочется делать, так как струны на басу-пятерке и так заметно ближе, чем на четверке.

Вообще, вопрос, как задавать спейсинг на порожке — по равному расстоянию между краями или центрами струн, является дискуссионным. Мы в мастерской иногда размечаемся по первому варианту даже на бридже. Однако существует мнение, что второй вариант предпочтительнее, так как пальцами мы касаемся верхушки струны, то есть проекции ее центра. Причем для басов это утверждение справедливо в большей мере, чем для гитар. Мы привыкли задавать прогрессивную разметку, и все же в некоторых ситуациях спокойно отходим от этой привычки — чему примером порожек, представленный на картинке выше.

Второй порог 

Следующий порог, о которым я хочу поведать, я делал из кориана на старый Jazz Bass с окантованным грифом. Fender, как и некоторые другие бренды, оставляет кант рядом с пазом под порожек и не прорезает его. Таким образом, порожек тоже становится окантованным.

Это несколько затрудняет изготовление порога: помимо того, чтобы попасть в размер по его длине, надо попасть по высоте погружной части, которая будет помещаться между двумя кантами. А по бокам останутся “крылышки”, форму которых тоже нужно сделать подходящей к конкретному канту, чтобы не было щелей.

Из-за сложности изготовления этих “крыльев” некоторые изготовители пренебрегают ими и просто делают укороченный порог, особенно если речь идет не о пластике, который легко обрабатывать, а о каком-нибудь нейзильбере. Но мы не ищем легких путей. Поэтому переходим к истории про третий порог.

Третий порог 

Фишки уже знакомые: нейзильбер и крылышки — на этот раз в металле. Однако этот порог я решил сделать еще интереснее, придав ему форму лада, и закруглил его верхушку. Это хорошо видно сбоку:

Данный порог является отличным примером моей любимой стороны изготовления порогов — творчества. Изготовление такой, казалось бы, базовой штуки им наполнено. В твоей власти придать порогу максимально скругленную форму и сделать его гладким, как галька. Или же оставить ровные грани, в которые можно будет смотреться как в зеркало, а ребра будут создавать впечатление, что о них можно порезаться.

В данном случае я его сделал похожим на лад:

Идея это возникла не случайно, и не только я властен над формой порога. Конечно же, на нее повлиял клиент. В процессе обсуждения заказа он заметил, что нейзильберовый порог по цвету и блеску будет похож на лад. Я решил прислушаться к этому мнению, и сделал его похожим еще и по форме.

Спасибо, что прочитали этот текст!

Петр Варлашкин
4 октября 2024