Краткие сведения о зубреце
Становление гитарного мастера невозможно без освоения им множества дисциплин, и не все они известны широкой публике. Одним из таких ускользающих от внимания общественности столпов ремесла является выработка грамотного отношения к наследию гитарного дела и к его традициям.
Некоторые читатели могут предположить, что грамотность заключается в строгом следовании правилам, даже если те им не понятны. А кто-то, напротив, поспешит объявить устои нашего дела несостоятельными по причине одного лишь их почтенного возраста. Ошибутся и те, и другие; грамотного мастера отличает, среди прочего, готовность проникать в саму суть вещей. Объединяя собственный практический опыт и множество сведений из — часто противоречащих друг другу — источников, гитарный мастер, после десятилетий поисков, обнаруживает драгоценные крупицы истины.
Об одной из таких крупиц пойдет речь в данной статье. Анализируя разрозненную информацию, я обнаружил важнейшие сведения о давно забытой древесине, и, следовательно, о виде, служившим ее источником. Его имя — зубрец шершавый.
Общие сведения
Зубрец — характерный представитель рода Каркас: это листопадное, медленно растущее дерево средней высоты, тяготеющее к каменистой почве и склонам гор.
Раскидистый каркас. Источник
Сразу же отметим, что древесина большинства видов каркасов отличается прекрасными механическими и акустическими свойствами, и хорошо поддается обработке — поэтому ценится среди музыкальных мастеров. В США один из видов каркаса известен под именем hackberry, и из него делают самые разные инструменты, от традиционных индейских флейт до, внезапно, электрогитар:
Зубрец произрастал в южной Европе, в предгорьях Кавказа, в южной части Карпат и в Крыму, — однако был значительно более привередлив к составу почвы, чем распространенные в этих местах родственные ему виды каркас южный и каркас кавказский. Это обстоятельство скрыло зубрец от исследователей на многие десятилетия, если не века: ботаники в буквальном смысле не видели за деревьями леса, будучи не в состоянии отличить редкие зубрецы от их близких родичей-каркасов. В то же время, уникальные свойства древесины зубреца были известны ремесленникам, и последние как раз прекрасно его отличали — не оповещая об этих отличиях составителей ботанических атласов.
Путаница с дзельквой
Зубрец иногда причисляют к роду Дзельква семейства Вязовые. Это — заблуждение, но легко объяснимое: дзельква граболистная имеет близкий к упомянутым видам ареал и схожий, вплоть до формы листьев, внешний вид, а ее древесина напоминает каркасовую.
Сверху — древесина каркаса западного, снизу — граболистной дзельквы.
Несмотря на разный оттенок, несложно заметить, что текстура деревяшек очень близка. Эти фотографии я взял на сайте Пола Хиндса, который горячо рекомендую.
Следует отдельно отметить, что грузинское слово “дзелква” (ძელქვა) означает “камень” — характеризуя одноименную древесину, почти не уступающую по прочности самшиту. Впрочем, ценится древесина и многих других вязовых.
Имея дело со свидетельствами мастеров и рассматривая срезы, я долгое время считал зубрец как минимум представителем вязовых, а скорее всего — дзельквой. Меня смущало лишь, что несколько источников упоминало плоды зубреца как съедобные — а у дзельквы, как и у большинства вязовых, плоды сухие и летучие.
К счастью, на помощь пришел мой брат Никита Тиунов, выпускник кафедры геоботаники МГУ. По его подсказке я обратил внимание на род Каркас. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что специалисты до последнего времени тоже причисляли этот род к семейству Вязовые, однако пересмотрели свое решение!..
Род Каркас (Celtis L.) традиционно включался в семейство Вязовые, однако таксономическое положение рода в настоящее время не вполне выяснено, иногда этот род относят к отдельному семейству Celtidaceae. Согласно системе APG II, род Celtis может быть включён в семейство Коноплёвые (Cannabaceae).
источник
Особо отмечу причисление зубреца именно к коноплевым — этот факт пролил свет на загадочную цитату из словаря русских народных говоров, которая не давала мне покоя годами:
(некоторые источники намекали на то, что зубрец обладает психоактивными свойствами, и его родство с коноплей добавляет веса этим сведениям — но об этом я напишу в другом разделе)
Немудрено, что зубрец, местонахождение которого оказалось сокрытым и в природе, и в ботанической таксономии, практически не упоминается в специализированной литературе.
Шероховатость
Ключевым внешним отличием зубреца от близкородственных каркасов является специфическая текстура коры. Ствол каркаса южного выглядит следующим образом:
Заметные на фото слабо выраженные поперечные складки, свойственные коре каркасов, в случае зубреца выступают сильнее и чаще, придавая стволу мелкоамплитудное поперечное рифление. Оно хорошо отличимо на ощупь, однако малозаметно в дневном свете.
Но — именно в дневном! А ясным прохладным утром, когда в складочках коры выпадает роса и отражает почти горизонтальные солнечные лучи, ствол зубреца буквально светится на фоне прочих деревьев. Читатель, вероятно, встречал расхожее поэтическое клише о “сияющей рассветной”, или же “серебряной утренней” роще; с высокой вероятностью как минимум некоторые авторы вдохновлялись видом зубрецовой поросли.
С этим же явлением связана в высшей степени неловкая история, фактически закрывшая доступ к западным источникам, посвященным зубрецу.
Казус утреннего дерева
Фрэнсис Гальтон, сподвижник Чарльза Дарвина, посетил Малороссию во второй половине XIX века, и своими глазами наблюдал означенное рассветное сияние. В своих заметках Гальтон романтично обозначил зубрец как утреннее дерево, или morning wood. Звучное название прочно закрепилось, и именно его западные авторы предпочитали в дальнейшем — оно ложилось в привычный паттерн наименований (см. basswood, redwood, beefwood, blackwood и т.д.). Однако, по досадной случайности, спустя сто лет “morning wood” в разговорном английском приобрело совершенно другое значение, приводить которое здесь мы не будем.
Популярное сленговое выражение, возникшее практически одновременно с интернетом, совершенно вытеснило из информационного пространства малоизвестное и почти вымершее растение, которому не повезло называться тем же словосочетанием.
Таким образом, западные источники информации, посвященные зубрецу, для нас закрыты — едва ли их возможно найти под ворохом контента иного рода. Впрочем, кое-что все же удается разыскать:
Нельзя сказать, что зубрец на западе вовсе забыт. Нашумевший гитарный бренд Vagina, согласно комментариям одного из сотрудников на фейсбуке, выбрал такое название не только ради эпатажа, но и для намека на связь с morning wood, то есть зубрецом (из него делался тон-блок у большинства Dixon, что и объясняет великолепный сустейн этих гитар). Так что чувство юмора у основателя компании не такое примитивное, как может показаться.
Происхождение названия
Насчет происхождения самого слова “зубрец” мнения расходятся, и дать четкий ответ не представляется возможным. Известные версии:
Пресловутая ребристость коры, воспринимаемая как зубчики.
Связь с зубрами. В XIX веке зубры водились по всей южной Европе и на Кавказе. Есть гипотеза, что этой связью частично объясняется стремительное исчезновение зубреца в начале XX века: его семена распространяли зубры, поедая плоды, и истребление этих животных ударило и по растительному царству.
плоды каркаса, близкие к таковым у зубреца
Роль никеля
Долгое время я полагал, что зубрец — не более чем легенда. Его иногда упоминали старые мастера, причем вскользь, на уровне “мой учитель всегда использовал зубрец для бриджплейта”, — однако сами они клеили кленовый бриджплейт, как и все. И если зубрец еще сто лет назад якобы был настолько популярным, то где он?
Спустя годы я нашел ответ. Я утверждаю, что зубрец, как и многие хорошие вещи, похоронила промышленная революция.
Зубрец накапливает в древесине никель, вытягивая его из почвы. Это свойство не уникально — растений с подобными свойствами несколько сотен; некоторые даже специально культивируются для добычи металлов. Зубрец, по всей видимости, единственный вид рода Каркасов, освоивший эту “технологию” в процессе эволюции. Характерная привередливость зубреца в выборе почв, отмеченная выше, также объясняется этим фактом.
Если ориентироваться на похожие тропические виды, то зубрец мог накапливать порядка 15% никеля по сухой массе, что вплотную приближается к нейзильберовым ладам. Характерные темные кармашки на древесине зубреца — в большинстве случаев, именно соединения никеля:
Фото предоставил Денис Ковалев
Однако просто сжечь зубречное бревно и получить никелевый слиток не выйдет; зола потребует специфического химического процесса для экстракции никеля, и процесс этот не применялся до второй половины XIX века. Таким образом, интерес к древесине зубреца как к источнику никеля пробудился только на рубеже XIX-XX веков, когда индустриализация и русско-японская война потребовали огромного количества этого металла. Вырубка зубреца приобрела невиданные масштабы именно в этот период.
Любопытно, что ранее зубрец не представлял большого интереса для деревообработки: обхват зубречного ствола приблизительно втрое превосходит его поперечник. Столь малое соотношение делает производство досок и шпона экономически невыгодным. Антикварная мебель из зубреца практически не встречается, если не считать пары каминных полок, которые я встретил на английском ebay несколько лет назад.
Высокое содержание никеля имеет большое значение в контексте изготовления электрогитар: корпус из зубреца замыкает силовые линии магнитов звукоснимателей, подобно стальной пластине в основании бриджевого датчика телекастера. Эффект, конечно, выражен куда слабее, чем на телеке, но все же заметен — особенно при креплении датчиков прямо на корпус, без рамок.
В свою очередь, зубрецовый топ не рекомендуется использовать, чтобы не создать вокруг датчиков короткозамкнутый виток и не ухудшить добротность схемы.
Великое схлопывание
Изучив эволюционную историю гитар и щипковых инструментов вообще, мы обнаружим, что привычный нам корпус, с двумя широкими плоскими деками, получил распространение в Европе лишь к XVIII веку. До этого же мастера предпочитали делать корпус полукруглым. Лучший пример инструмента с таким корпусом — конечно, лютня:
"Лютнист" Караваджо, конец XVI века
Но даже на ранних гитарах закругленный корпус — обычное дело:
"Гитаристка" Вермеера, конец XVII века
Такой тип корпуса существовал тысячелетиями, ведя свою историю от тыкв и не брезгуя броненосцами. Почему же в XVIII веке произошел стремительный переход на плоскую нижнюю деку?
Ответить на этот вопрос тем более сложно, если учесть, что плоская дека проще в изготовлении, чем наборный закругленный корпус лютни или домры. Казалось бы, переход на более простую технологию должен был состояться намного раньше.
Насколько мне удалось установить, именно зубрец сыграл ведущую роль в переходе на новый тип корпуса.
Акустика традиционного корпуса не так-то проста. В случае наборного корпуса, а не тыквы, грамотный расчет заставляет отраженные звуковые волны сходиться в центральной точке деки (наподобие известного гиперболоида), дополнительно раскачивая ее. Это очень эффективная система, известная как акустическое зеркало.
А вот корпус типичной лютни (центр деки относительно купола находится там же, где звукосниматель на предыдущем фото):
В свою очередь, плоская дека, обладая меньшей жесткостью, чем наборный купол, сама начинает колебаться под воздействием акустических волн — и ее звукообразующая роль в общем случае невелика, что доказал знаменитый опыт Торреса. В конце концов, нижняя дека толкает воздух не в уши слушателю, а в живот музыканту…
Таким образом, переход к плоскому корпусу сопряжен с бессмысленной растратой энергии струн, и именно поэтому обычно использовались корпуса жесткие и закругленные. Чтобы плоская нижняя дека оправдала себя, она должна была быть, во-первых, тяжелой (легкую деку заглушат даже легкие касания одежды), а во-вторых, высокорезонансной, чтобы колебания воздуха легко могли ее раскачать.
По этим показателям зубрец превосходит все известные мне породы древесины. По соотношению массы и отзывчивости он близок к ситхинской ели и аспидосперме, но в своей весовой категории абсолютно уникален. Я предполагаю, что упомянутое в предыдущей главе высокое содержание никеля обеспечивает большую массу, при этом не увеличивая пластичность древесины — как это часто бывает с тропическими породами, чья тяжесть обусловлена другими причинами.
Нижняя дека из зубреца фактически добавляет гитаре второй “динамик”, тогда как большинство щипковых имеют только один — верхнюю деку. Именно это преимущество заставило мастеров перейти на плоские двухдековые корпуса. Любой музыкант знает, что классическая гитара появилась в Испании, то есть как раз в ареале произрастания каркасов, и зубреца в частности. Оттуда она распространилась по свету — не только из-за превосходного звучания, но и из-за технологических преимуществ новой конструкции.
Зубрец в этом регионе, будучи малораспространенным и медленнорастущим деревом, быстро закончился — но удобная технология уже была отработана, и полного возврата к выпуклому корпусу не произошло до сих пор.
Обратите внимание, что типичный для северной Европы тип гитары (известный нам как немецкий или русский) обладает слегка выпуклой нижней декой:
По всей видимости, отсутствие зубреца в этих широтах привело к специфической адаптации испанского корпуса под другие материалы.
Изготовители современных классических гитар тоже все чаще возвращаются к выпуклой нижней деке.
Похоже, зубрец определил ход эволюции акустических гитар на несколько веков вперед.
Версия о психоактивных свойствах
Принадлежность зубреца к семейству Коноплевые наводит на определенные мысли, но общественного интереса к зубречным листьям ни один из источников не описывает. И все же, как я отметил выше, название “конопельник” закрепилось в народе задолго до того, как ботаническая наука признала связь зубреца и конопли.
Деревья рода каркасов ничем не напоминают марихуану — даже листья другой формы, и курить их, судя по всему, бессмысленно. Об использовании волокон каркаса тоже ничего не известно. Но откуда же тогда взялось название “конопельник”?..
Эту загадку я смог разгадать, путешествуя по Сванетии. На стене одной из родовых башен обнаружилась примечательная эмблема:
Было неожиданно увидеть лист конопли в качестве центрального элемента — но хозяин объяснил, что она использовалась не для курения, а для производства веревок и тканей (т.н. пеньки).
Однако было и еще одно применение. Традиционное сванское жилье предполагает, что скот и люди находятся в общем помещении. Для нейтрализации неприятного запаха большое количество конопли сжигалось в центральном очаге дома. У этой практики есть название в местном языке — оригинального термина я не запомнил, но переводится он как “тихая спокойная ночь”.
Именно этот экскурс навел меня на мысль, почему зубрец вымер так резко: вероятно, психоактивными свойствами обладает дым от сжигания древесины, а не листьев! Это свойство не могли не открыть добытчики никелевой золы.
Моя гипотеза объясняет сразу несколько обстоятельств. Во-первых, становится понятным, почему всего за несколько лет исчезли не только крупные стволы, но и молодые побеги, бесполезные для никелевого промысла. Во-вторых, название “конопельник” становится вполне подходящим…
И наконец, в нескольких поздних источниках упоминается одержимость стружкой зубреца. Это очень необычная вещь: много ли вы знаете людей, охотящихся за стружкой определенной древесины? А между тем эта охота продолжается и сегодня.
Курить ее не советую: высокое содержание никеля часто вызывает аллергию и портит зубную эмаль. По этой причине продавать эту стружку я тоже считаю глубоко неэтичным.
Нынешнее положение
Фактически, зубрец вымер. Серийных инструментов, сделанных из него, уж точно можно не ждать. Однако, как и в случае мамонтовых бивней, невозобновляемый ресурс все еще доступен тем, кто готов инвестировать время и средства в поиски.
Визуальная идентификация древесины зубреца затруднена из-за его схожести с древесиной семейств Вязовые и Коноплевые. Кое-какой свет на это может пролить обзорная статья Пола Хиндса.
Если вы достоверно выяснили, что имеете дело с древесиной рода Каркас, которая к тому же отличается характерными темными полосами, как будто нанесенными маленьким валиком (важно не путать их со специфическими темными полосами, возникающими на spalted-древесине), а ее стружка едва заметно притягивается сильным неодимовым магнитом, — то это зубрец.
Большая часть заготовок зубреца была продана на никель или… сожжена с иными целями. Поэтому чаще всего он попадается там, где нужны были небольшие брусочки — например, на рукоятках самодельных ножей:
В старых музыкальных инструментах зубрец следует искать на небольших усиливающих элементах: бриджплейты, клецы, в редких случаях контробечайки. Его великолепные акустические свойства позволяют этим элементам участвовать в звукообразовании, что для них нетипично. Это заметно обогащает тембр инструмента.
Встретить нижнюю деку из зубреца практически невозможно даже на по-настоящему древней гитаре. Инструментов XIX века почти не сохранилось; лишь один раз я увидел что-то похожее на испанской гитаре, которую аукцион датировал 1900-м годом:
Не могу дать гарантию, что это зубрец; я не был готов тратить несколько тысяч долларов на приобретение и изучение этого инструмента.
Некоторые мастера унаследовали и сохранили небольшие запасы зубреца, точечно используя их в своих инструментах. Например, на Zander зубрецовые вставки используются для улучшения передачи вибраций от бриджа к топу, и спрятаны под ним:
Особенно много зубреца попадается в гитарах российского гитарного мастера, известного своим трепетным отношением к традициям нашего ремесла и активным их распространением. Я не хочу называть его, чтобы не создать впечатления, что достоинства его гитар обусловлены исключительно применением определенной древесины. Однако, когда мы говорим о хранителе традиций, в русском гитарном деле остается лишь одно имя.
На этом мой рассказ подходит к концу.
Удивительно, каким объемным он оказался. Начиная свое путешествие, метафорическое и реальное, я не мог представить, что тема зубреца предстанет передо мной в такой глубине. Однако и бесчисленные часы, проведенные над справочниками, и изучение редких инструментов, и долгие экспедиции в закавказье — все это окупили сполна открытые тайны.
Буду рад дополнить приведенные сведения информацией, которая от меня ускользнула. Пишите мне в телеграм, если хотите дополнить этот рассказ. Приобрести зубрец я вряд ли смогу помочь — в моей мастерской его осталось чрезвычайно мало.
Благодарю за внимание.
МТ1 апреля 2024