Мастерская Александра Евдокимова

Когда-то к нам в Муздеталь заходил эксцентричный дяденька, представившийся курским гитарным мастером. Он говорил много удивительных вещей и произвел на меня большое впечатление.

Спустя почти десять лет я приехал в Курск, чтобы купить станок. Я рассчитывал после заключения сделки хорошенько погулять по городу, в котором никогда раньше не был, так что обратный билет взял на глубокую ночь.

Оказалось, что делать в Курске абсолютно нечего. Тут-то я и вспомнил про того мастера. Нашел сайт мастерской, позвонил, договорился о встрече. Оказалось, что он о Муздетали тоже помнит. Возможно, это и обеспечило теплый прием — Александр продемонстрировал свои гитары, напоил меня чаем и провел замечательную экскурсию.

Хозяин:

Мастерская большая, старая (более двадцати лет на одном месте) и набитая разными станками, в основном самодельными. Одних маленьких циркулярок я насчитал штук пять. Каждая настроена для определенной задачи.

Если под какую-либо операцию можно сделать отдельное приспособление, оно делается. Вот, скажем, приспособление для сверления отверстий под валы колков на классической гитаре (сорри за мыльное фото):

Голова грифа прижимается винтом к основанию. Затем все основание двигается по направляющим рельсам в сторону мотора — и отверстие получается всегда на нужном расстоянии от лицевой стороны головы.

Другой пример нестандартного подхода — то, как Александр пилит пазы под лады. Несмотря на упомянутое обилие циркулярок, накладка пилится не на них. Вместо этого она фиксируется в специальном шаблоне, после чего по направляющим шаблона ездит ЭТО:

Это самодельная ручная циркулярка, которой делаются прорези под лады. С обратной стороны закреплен небольшой мотор. На подошве виден выступ для фиксации на шаблоне.

Почему все так? Я не знаю. Никогда не видел ничего подобного. Вообще, от мастерской полное ощущение, что ты — биолог, попавший в Австралию: кругом сумчатые, утконосы и другие странные ветви эволюции.

Вот самодельный шлифовальный станок: мотор крутит огромный фанерный диск, на который наклеена наждачка.

Еще один, поменьше:

А вот замечательный самодельный гриндер. Желтые ребра мне бы мешали, но это вопрос привычки. Главное — есть две тонкие ленты. Я по-прежнему считаю, что полезнее мелкого гриндера в гитарной мастерской ничего не может быть (самому делать не обязательно — купите Зубр ЗШС-330 или аналогичный джет).

В качестве основы для самодельных станков иногда используются простые электроинструменты. Слева видно некое отрезное приспособление из простенькой шлифмашины:

Или вот дрель с карбидным диском, стационарно установленная на краю верстака.

Один из немногих фирменных станков - ленточка “деволт”. Но и к ней Александр приделал гениальную подстройку параллельного упора, собранную из штангенциркуля. Отличная идея!

Мастер сам делает на свои гитары колки, лады и даже струны, что меня совершенно поразило. Колки очень аккуратные; большая работа. Лады делаются на токарном станке (круглая стальная проволока подается сквозь резцедержатель, а закрепленная в патроне фреза снимает с них лишний материал). На картинке не видно, но за патроном есть дырка в стене шириной в палец, ведущая в соседнее помещение - туда уходит готовая проволока.

Про струны совсем удивительная история - вон на шкафу валяется простенький станочек из маленького моторчика и пары зажимов:

С его помощью Александр делает обвитые струны для классики! Помню, что навивает нихром, а вот на какой полимер - к сожалению, забыл. Но сам факт того, что струны получаются хорошие, потрясает. Я на них играл, струны и струны; учитывая условия изготовления, это серьезный комплимент.

Не менее удивительно и то, что мастер мотивирует необходимость навивки своих струн тем, что фирменные - дорогие. Правда, признает он только “саварез”. Рассказал ему про “аквилу” и “мозер” :-)


Гитары Александра превосходно играют и прилично выглядят. Кроме того, мастер уделяет большое внимание надежности инструмента — просадке деки, выпиранию клеца, изменению угла грифа и прочим возрастным болезням. Он утверждает, что с его гитарами десятилетиями не происходит ничего плохого; если это хотя бы отчасти правда, нам всем есть чему у него поучиться.

В мастерской на момент написания поста работает только Александр со своей женой. По их словам, они не против воспитать учеников, но желающих в Курске не нашлось. Эта история меня тронула: колоссальный опыт мастера не должен быть потерян. Рассказывать о своем деле в интернете он, к сожалению, не готов.

Если вдруг вы готовы жить в Курске и хотите возиться с гитарами, мастерская Александра Евдокимова может оказаться очень хорошей стартовой точкой. Конечно, есть нюансы: так, Александр сообщил, что слово “волосы” - производное от “во, лысый”, и в связи с этим мне необходимо срочно отрастить хаер на своей бритой башке. Возможно, кого-то отпугнет звон кедра, сопровождающий деятельность мастера. Но пообщаться с ним безусловно стоит, - хотя бы для расширения кругозора.

Замечательная мастерская. Я очень рад, что в ней побывал.

Сайт мастерской:
http://hantoidokimo.ru

фото оттуда же

МТ
26 апреля 2018