Диагностика и ремонт сломанного анкера на Ibanez Musician
Середина восьмидесятых. Цвет polar white, изрядно пожелтевший от времени. Сквозной гриф. Эбеновая накладка.
И на всей этой красоте отказал анкер.
Понять, что с ним случилось, удалось далеко не сразу. Сначала было видно только, что с гайкой что-то неладное: она накручивается почему-то не соосно стержню. Пару оборотов осиливает, скребя по стенкам канала, а затем встает намертво. Снял струны и порожек, полез разбираться.
Другая странность: кто-то надел на стержень несколько шайб, - несмотря на то, что наружу и так торчит очень короткий огрызок, и укорачивать его еще сильнее никакого смысла нет.
Вооружившись “москитом”, вытаскиваю из паза все лишнее.
Первое, что нужно сделать, если гайка плохо накручивается на анкерный стержень - попробовать другую гайку. Обнаружить мелкий дефект резьбы визуально очень тяжело, поэтому доверять элементам только потому, что они нормально выглядят, я не советую. И даже проход метчиком по старой гайке не всегда решает проблему. Иногда старые встречные резьбы просто не дружат, и замена хотя бы одного компонента на свежий может помочь.
В данном случае - еще как помогла. Новая гайка поначалу тоже пыталась навернуться криво, но я зафиксировал ее пинцетом в рабочем положении, продолжая вращать ключом, и она пошла по стержню как полагается. Отлично!
Но через два-три оборота гайка стала крутиться с постоянным усилием. Сделав оборотов двадцать, я понял, что гайка вращается независимо от прогиба, а анкер, следовательно, сорван. Выходит, пора снимать накладку?
Не совсем. Дело в том, что в процессе вращения гайки я слышал нетипичные шуршащие звуки, доносящиеся не из-под ключа, а как будто от всего грифа сразу. Это заставило предположить, что гайка не потеряла связи со стержнем, а, наоборот, вращает его вместе с собой! Если так, то у анкера, помимо проблем с резьбой, еще и сорван стопор.
Это аргумент в пользу полной замены всей системы. Но прежде чем ввязываться в столь масштабный и дорогой ремонт, я захотел попробовать решить проблему проще и быстрее.
Чтобы разобраться со стопором, надо знать, где его искать.
Можно сдать гитару на рентген, я так много раз делал. Но в данном случае я отлично обошелся стопкой неодимовых магнитиков. Если держать ее свободно, двумя пальцами, то по тому, как она тянется в разные стороны, можно составить очень точное представление об устройстве грифа. Вот как выглядит процесс:
Результаты:
От головы до 1-го лада магниты тянутся только к гайке и стержню по центру накладки.
Между 1-м и 2-м ладом начинаются стальные усиливающие вставки с двух сторон от анкера. В связи с этим магниты не задерживаются на центре накладки, а скачут в стороны. Такая картина сохраняется почти до самого конца грифа.
В районе 22-го лада вставки кончаются, а между 23-м и 24-м ладом появляется что-то большое и железное, и опять по центру. Скорее всего, это стопор и есть.
Наконец, после 24-го лада на хвосте накладки магниты ни к чему не тянутся.
Следовательно, клад следует искать между двумя последними ладами.
Вынимаю их. Хотя следовало бы сразу вынуть и все остальные, уж больно мерзко они поставлены:
Теперь надо добраться до стопора. В этом мне поможет тончайший пильный диск для бор-машинки:
И, конечно, деревяшка, вдоль которой я буду пилить, чтобы поровнее было.
Такой диск трудно контролировать, но он дает очень тонкий пропил даже с учетом некоторого гуляния.
Еще два момента:
- во-первых, у зубьев на моем диске обнаружилось направление, поэтому сажать диск на вал нужно правильной стороной.
- Во-вторых, под коричневым скотчем на корпусе лежит большая цикля, чтобы укатившийся с накладки диск не наделал бед.
Два пропила готовы:
Теперь копаем третий:
Хотя вся эта история с пропилами возникла, чтобы не затронуть лак по периметру накладки, немножко попортить его все равно придется. Мне нужно было узнать, где именно расположена граница между накладкой и грифом, поэтому я снял чуток лака на торце:
(вопреки распространенному мнению, граница эмали редко проходит точно по клеевому шву, поэтому проверить было необходимо)
Теперь можно и погреть вырезанный кусок накладки, стараясь не задевать остальной гриф. Для этого беру кусочек медного листа толщиной 0,2 мм:
И ставлю на него утюжок:
Медь отлично проводит тепло и приподнимает утюг над накладкой, что в сочетании с радиусом последней защищает гриф от нежелательного нагрева.
Через десять минут убираю утюг и тыкаюсь заточенным шпателем точно в клеевой шов. Кусочек накладки отходит с такой легкостью, как будто он и не был намертво приклеен к грифу тридцать лет подряд.
А вон и стопор.
И все-таки он вертится!
Оказывается, стержень по какой-то причине сдвинулся от головы грифа продольно, и стопор, ранее державшийся за П-образный алюминиевый профиль лишь за счет трения, перестал мешать провороту.
Решение очевидно: задвинуть стержень обратно, поджать гайку, и залить полость эпоксидкой, чтобы стопору больше некуда было выползать. Только перед этим хочется проверить, надо ли вообще спасать этот анкер.
Фиксирую стопор чем попало:
Начинаю осторожненько крутить гайку дальше, не забыв смазать ей резьбу.
Хоть и туго, но гайка пошла вперед. А через пару оборотов от тугости не осталось и следа, гайка радостно докрутилась до упора и начала, собственно, гнуть гриф. Все как положено - с возрастающим усилием и изменением прогиба. То есть анкер заработал.
И что это было, спрашивается? Точного ответа у меня нет. Но с очень высокой вероятностью вся проблема крылась в поврежденном витке резьбы стержня. Родная гайка почему-то с ним совсем не дружила, накручивалась жутко криво и не шла по резьбе. Возможно, в борьбе с этим предыдущие хозяева били, например, по ключу молоточком - несильно, но достаточно, чтобы сдвинуть стержень внутрь грифа. А после этого даже моя новая гайка ничего хорошего не могла сделать: она доходила до заусенца на резьбе и начинала прокручивать весь стержень вместе с собой, потому что это требует меньшего усилия, чем срезать заусенец. Теперь же, когда стержень зафиксирован, гайка благополучно прожала трудное место на резьбе, укатала его и дальше пошла уже без проблем.
Можно бы и озаботиться уменьшенным ресурсом резьбы стержня в результате всех этих упражнений, но ведь там даже не М5 (как обычно), а М6. Это КРУПНАЯ резьба. И даже если виток-другой зажеван, оставшихся десяти с лихвой хватит на затяжку анкера.
Что ж, заливаю поджатый стопор эпоксидкой.
К утру она окаменела, осталось только влепить обратно кусочек накладки (по старому клеевому шву и поэтому на суперклей, да):
Пользуясь случаем, хочу наконец сказать, что Bessey KliKlamp - совершенно фантастические струбцины, третий год с ними обнимаюсь и хочу купить еще десяток. Легкие, мощные, удобные.
Где-то на данном этапе от хозяина было получено добро на замену нечеловечески ужасных ладов, которые я показывал выше. Счастье-то какое. Меняем!
Хлопот из-за переклейки лоскута немного: вычистить клей из пазов и присыпать две трещинки.
После установки ладов искать следы ремонта - одно удовольствие, их хрен заметишь:
Правда, с торца накладки лак все-таки немного посыпался, а восстанавливать такой цвет точечно я не умею. Ну да и черт с ним, - бас весь побитый, лишняя коцка в незаметном месте тут никого не беспокоит.
Вот так можно чинить анкера, которые по всем признакам считались безнадежными.
Изредка в интернете проскакивают не вполне понятные мне рецензии на подобные работы - в духе “да чо он там суперклеем ошметки накладок клеит, надо все сразу отрывать, менять и делать как следует”. А я настаиваю, что наилучшее состояние для приличного инструмента - исправное и штатное. Этот подход благотворно сказывается как на свойствах гитары, так и на цене при продаже. А замена анкера - это major surgery с жутким ценником и перекраской в комплекте. Надо оно нам? Когда можно влезть в гриф точечно и, практически не оставив следов, получить исправный и родной анкер с родным ЛКП?..
С моей точки зрения, так гораздо культурней, чем решать все проблемы полной разборкой грифа. Так-то мне не слабó. Но целесообразность при выборе решения обязательно должна учитываться.
19 октября 2016