Диагностика и ремонт сломанного анкера на Ibanez Musician

Середина восьмидесятых. Цвет polar white, изрядно пожелтевший от времени. Сквозной гриф. Эбеновая накладка.

И на всей этой красоте отказал анкер.

Понять, что с ним случилось, удалось далеко не сразу. Сначала было видно только, что с гайкой что-то неладное: она накручивается почему-то не соосно стержню. Пару оборотов осиливает, скребя по стенкам канала, а затем встает намертво. Снял струны и порожек, полез разбираться.

Другая странность: кто-то надел на стержень несколько шайб, - несмотря на то, что наружу и так торчит очень короткий огрызок, и укорачивать его еще сильнее никакого смысла нет.

Вооружившись “москитом”, вытаскиваю из паза все лишнее.

Первое, что нужно сделать, если гайка плохо накручивается на анкерный стержень - попробовать другую гайку. Обнаружить мелкий дефект резьбы визуально очень тяжело, поэтому доверять элементам только потому, что они нормально выглядят, я не советую. И даже проход метчиком по старой гайке не всегда решает проблему. Иногда старые встречные резьбы просто не дружат, и замена хотя бы одного компонента на свежий может помочь.

В данном случае - еще как помогла. Новая гайка поначалу тоже пыталась навернуться криво, но я зафиксировал ее пинцетом в рабочем положении, продолжая вращать ключом, и она пошла по стержню как полагается. Отлично!

Но через два-три оборота гайка стала крутиться с постоянным усилием. Сделав оборотов двадцать, я понял, что гайка вращается независимо от прогиба, а анкер, следовательно, сорван. Выходит, пора снимать накладку?

Не совсем. Дело в том, что в процессе вращения гайки я слышал нетипичные шуршащие звуки, доносящиеся не из-под ключа, а как будто от всего грифа сразу. Это заставило предположить, что гайка не потеряла связи со стержнем, а, наоборот, вращает его вместе с собой! Если так, то у анкера, помимо проблем с резьбой, еще и сорван стопор.

Это аргумент в пользу полной замены всей системы. Но прежде чем ввязываться в столь масштабный и дорогой ремонт, я захотел попробовать решить проблему проще и быстрее.


Чтобы разобраться со стопором, надо знать, где его искать.

Можно сдать гитару на рентген, я так много раз делал. Но в данном случае я отлично обошелся стопкой неодимовых магнитиков. Если держать ее свободно, двумя пальцами, то по тому, как она тянется в разные стороны, можно составить очень точное представление об устройстве грифа. Вот как выглядит процесс:

Результаты:

  • От головы до 1-го лада магниты тянутся только к гайке и стержню по центру накладки.

  • Между 1-м и 2-м ладом начинаются стальные усиливающие вставки с двух сторон от анкера. В связи с этим магниты не задерживаются на центре накладки, а скачут в стороны. Такая картина сохраняется почти до самого конца грифа.

  • В районе 22-го лада вставки кончаются, а между 23-м и 24-м ладом появляется что-то большое и железное, и опять по центру. Скорее всего, это стопор и есть.

  • Наконец, после 24-го лада на хвосте накладки магниты ни к чему не тянутся.

Следовательно, клад следует искать между двумя последними ладами.


Вынимаю их. Хотя следовало бы сразу вынуть и все остальные, уж больно мерзко они поставлены:

Теперь надо добраться до стопора. В этом мне поможет тончайший пильный диск для бор-машинки:

И, конечно, деревяшка, вдоль которой я буду пилить, чтобы поровнее было.

Такой диск трудно контролировать, но он дает очень тонкий пропил даже с учетом некоторого гуляния.

Еще два момента:

  • во-первых, у зубьев на моем диске обнаружилось направление, поэтому сажать диск на вал нужно правильной стороной.
  • Во-вторых, под коричневым скотчем на корпусе лежит большая цикля, чтобы укатившийся с накладки диск не наделал бед.

Два пропила готовы:

Теперь копаем третий:

Хотя вся эта история с пропилами возникла, чтобы не затронуть лак по периметру накладки, немножко попортить его все равно придется. Мне нужно было узнать, где именно расположена граница между накладкой и грифом, поэтому я снял чуток лака на торце:

(вопреки распространенному мнению, граница эмали редко проходит точно по клеевому шву, поэтому проверить было необходимо)

Теперь можно и погреть вырезанный кусок накладки, стараясь не задевать остальной гриф. Для этого беру кусочек медного листа толщиной 0,2 мм:

И ставлю на него утюжок:

Медь отлично проводит тепло и приподнимает утюг над накладкой, что в сочетании с радиусом последней защищает гриф от нежелательного нагрева.

Через десять минут убираю утюг и тыкаюсь заточенным шпателем точно в клеевой шов. Кусочек накладки отходит с такой легкостью, как будто он и не был намертво приклеен к грифу тридцать лет подряд.

А вон и стопор.


И все-таки он вертится!

Оказывается, стержень по какой-то причине сдвинулся от головы грифа продольно, и стопор, ранее державшийся за П-образный алюминиевый профиль лишь за счет трения, перестал мешать провороту.

Решение очевидно: задвинуть стержень обратно, поджать гайку, и залить полость эпоксидкой, чтобы стопору больше некуда было выползать. Только перед этим хочется проверить, надо ли вообще спасать этот анкер.

Фиксирую стопор чем попало:

Начинаю осторожненько крутить гайку дальше, не забыв смазать ей резьбу.

Хоть и туго, но гайка пошла вперед. А через пару оборотов от тугости не осталось и следа, гайка радостно докрутилась до упора и начала, собственно, гнуть гриф. Все как положено - с возрастающим усилием и изменением прогиба. То есть анкер заработал.

И что это было, спрашивается? Точного ответа у меня нет. Но с очень высокой вероятностью вся проблема крылась в поврежденном витке резьбы стержня. Родная гайка почему-то с ним совсем не дружила, накручивалась жутко криво и не шла по резьбе. Возможно, в борьбе с этим предыдущие хозяева били, например, по ключу молоточком - несильно, но достаточно, чтобы сдвинуть стержень внутрь грифа. А после этого даже моя новая гайка ничего хорошего не могла сделать: она доходила до заусенца на резьбе и начинала прокручивать весь стержень вместе с собой, потому что это требует меньшего усилия, чем срезать заусенец. Теперь же, когда стержень зафиксирован, гайка благополучно прожала трудное место на резьбе, укатала его и дальше пошла уже без проблем.

Можно бы и озаботиться уменьшенным ресурсом резьбы стержня в результате всех этих упражнений, но ведь там даже не М5 (как обычно), а М6. Это КРУПНАЯ резьба. И даже если виток-другой зажеван, оставшихся десяти с лихвой хватит на затяжку анкера.

Что ж, заливаю поджатый стопор эпоксидкой.

К утру она окаменела, осталось только влепить обратно кусочек накладки (по старому клеевому шву и поэтому на суперклей, да):

Пользуясь случаем, хочу наконец сказать, что Bessey KliKlamp - совершенно фантастические струбцины, третий год с ними обнимаюсь и хочу купить еще десяток. Легкие, мощные, удобные.

Где-то на данном этапе от хозяина было получено добро на замену нечеловечески ужасных ладов, которые я показывал выше. Счастье-то какое. Меняем!

Хлопот из-за переклейки лоскута немного: вычистить клей из пазов и присыпать две трещинки.


После установки ладов искать следы ремонта - одно удовольствие, их хрен заметишь:

Правда, с торца накладки лак все-таки немного посыпался, а восстанавливать такой цвет точечно я не умею. Ну да и черт с ним, - бас весь побитый, лишняя коцка в незаметном месте тут никого не беспокоит.

Вот так можно чинить анкера, которые по всем признакам считались безнадежными.


Изредка в интернете проскакивают не вполне понятные мне рецензии на подобные работы - в духе “да чо он там суперклеем ошметки накладок клеит, надо все сразу отрывать, менять и делать как следует”. А я настаиваю, что наилучшее состояние для приличного инструмента - исправное и штатное. Этот подход благотворно сказывается как на свойствах гитары, так и на цене при продаже. А замена анкера - это major surgery с жутким ценником и перекраской в комплекте. Надо оно нам? Когда можно влезть в гриф точечно и, практически не оставив следов, получить исправный и родной анкер с родным ЛКП?..

С моей точки зрения, так гораздо культурней, чем решать все проблемы полной разборкой грифа. Так-то мне не слабó. Но целесообразность при выборе решения обязательно должна учитываться.

МТ
19 октября 2016