Вскрытие и ремонт анкера Musicman JPX

Порожек на модных мюзикменах типа “маджести” и “джэпеикс” установлен еще до покраски, щедро залит клеем со всех сторон и покрыт толстым колким лаком. Вынуть его, не повредив ни гитару, ни сам порожек, почти невозможно. Этим и объясняются мелкие сколы в верхней части кадра:

Вынимать порожек мне понадобилось, потому что я хочу вынуть еще и красивую инкрустацию-щит на первом ладу.

А вот, собственно, что заставляет под нее стремиться:

На тыльной стороне грифа — хорошая такая трещина, прямо напротив той самой инкрустации.

Откуда она там? Да откуда обычно: перетянутый прутковой анкер, поползший стопор… Такие трещины мы видели уже не раз (по накладке или по инкрустации, например). Особенность данного случая — в том, что гриф совершенно исправный, и избыточное усилие на анкере ему вроде как ни к чему. Однако сделан он не из клена, как обычно на мюзикмене, а из цедрелы, — и последняя, будучи очень мягкой древесиной, легко продавливается под стопором анкера даже без чрезмерной затяжки! Увеличить площадь стопора или как-то еще компенсировать переход на более мягкую древесину грифа дизайнеры ММ не додумались.

Очень удачно, что прямо над стопором анкера находится здоровенная перламутровая инкрустация. Ее легко отогреть и снять, открыв доступ ко всему, что находится ниже. Своего рода сервисный лючок :-) Я сразу отковырял стамеской тонкую деревянную перемычку по верхней грани инкрустации (все равно отвалилась бы при снятии), заклеил прилегающие области каптоном и с помощью фена хорошенько разогрел перламутр:

Вытащить инкрустацию, подцепив ее за ту же верхнюю грань, очень легко:

Тащу гриф на станок и делаю там аккуратненький лючок:

Хм, вроде бы стопор на месте — и зачем было лазить? Но это впечатление обманчиво. Вот что происходит при закручивании анкера:

Стопор уползает из родного паза миллиметров на семь! Причем в уползшем состоянии трещина на спинке грифа широко раскрывается, потому что стопор распирает ее изнутри:

Первым делом я срезал все тонкие деревянные стенки, прикрывающие полость, продавленную стопором:

После удаления стружки картина открывается такая (стопор отогнан в штатное положение):

Теперь самое время стянуть и склеить трещину на тыльной стороне грифа:

Поскольку трещина длинная и узкая, а лак полиуретановый, я использую затекающий суперклей. Убрать его следы можно хоть механически, хоть ацетоном:

Часть клея предсказуемо протекла в область стопора. Я заодно залил тем же клеем весь открытый торец деревяшки, чтобы хоть немного упрочнить и стабилизировать эту область:

Такая пропитка очень эффективна, но мне хотелось добавить еще прочности. Только как?.. Увеличить ширину стопора, как на том джазбасе, через существующий лючок я не мог. Вклеивать более плотную деревяшку на место ушедшей родной — вариант, но общая площадь такой заплатки в данном случае получится совсем небольшая, и не факт, что этого хватит. Уж больно рыхлая эта цедрела…

В общем, я долго думал, и придумал вот что: нужно перенести давление стопора на накладку. Накладка у этого JPX из черного дерева и удивительной толщины — едва ли не 9 мм по центру, так что давить на нее можно сколько угодно.

Для восстановления отфрезерованной области я выпилил на станке заплатку из черного дерева:

Садится она очень плотно:

А центральное окошко в ней оставлено для двух латунных прутков:

Я осознаю, что это странный выбор, но ничего лучше не придумалось. Деревяшки могут помяться или треснуть. Карбон расщепится. А латунька выдержит любые нагрузки.

Я склеивал все компоненты на эпоксидку.

Готово. В центре вставлен еще кусочек черного дерева, больше для красоты, чем для чего-то еще.

Теперь стопор будет упираться не в мягкую древесину, а в латунные стержни, которые распределят нагрузку по большой площади. Сдвинуть их затруднительно, поскольку они плотно сидят в пазах в накладке, да и пропитанная древесина грифа дополнительно удерживает их на месте.

Осталась ерунда — вернуть на место инкрустацию и восстановить полочку над верхней ее гранью:

Чуть зашлифовать и готово:

Вернее, вот “готово”. И сколы по кромке верхнего порожка я тоже не забыл убрать:

Что касается тыльной стороны, то там я очень осторожно вывел остатки суперклея и зашлифовал всю область:

Уменьшая зерно, добрался до 2500-го:

И с удовлетворением обнаружил, что после полировки трещина совершенно не бросается в глаза. Темную полосочку можно заметить, но окружающий пурпурный расколбас ее хорошо маскирует.

Это огромная удача! Страшно даже подумать о перекрасе в такой цвет, а тут ничего делать не пришлось.

Анкер, разумеется, работает, гриф гнется, следов ремонта не найти.

Вместо доступа к стопору через инкрустацию можно отогреть и снять кусок накладки примерно между 2 и 5 струнами (от порожка до 1-го лада), предварительно сделав пропилы по периметру. Это оставит видимые, хотя и не бросающиеся в глаза, полосы на накладке, зато позволит установить стопор большей ширины.

Другой вопрос, что цедрела может плохо держать стопор любой разумной площади. Без объемной вставки из более плотной древесины стопор все равно, скорее всего, уползет. Поэтому мой вариант с переносом усилия на накладку кажется достаточно разумным.

Не используйте мягкую древесину с прутковыми анкерами! Кая — не слишком мягкая, а вот цедрела уже да. И абачи да. И сосна.

МТ
30 сентября 2024