Нулевой лад: инструкция по применению
Есть темы, обсуждение которых отличается эмоциональным накалом без всякого на то повода. Ну, например, прививки. А в нашей области к таким темам относятся экранировка, влияние разных мелочей на звук, и - нулевой лад, да. Гитаристов к нему тянет как магнитом. Хочешь получить много комментариев - напиши пост о нулевом ладе. Может быть, он воспринимается как Технология Древних, которую Зловещие Капиталисты припрятали от музыкантов, чтобы те страдали побольше. Хотя все совершенно наоборот… Попробую, наконец, эту тему закрыть.В интернете только и разговоров, что о нулевом ладе...
Как работает
Нулевой лад — гораздо менее интересная штука, чем думается людям (если судить по тому, как часто меня о нем спрашивают). Обьяснить, в чем его смысл, можно за несколько строчек.
Какая задача у обычного верхнего порожка, который стоит на гитаре без нулевого лада? На самом деле, их две:
- держать струны на некоторой высоте над накладкой;
- держать струны на некотором расстоянии друг от друга и от краев грифа.
Гитара с нулевым ладом вместо одного элемента для достижения этих целей использует два - по одному на каждую задачу. Собственно нулевой лад определяет высоту струн, а верхний порожек, стоящий чуть ближе к колкам, распределяет струны по ширине грифа.
Вот и все, объяснение закончено.
Когда применять
Лучше всего — никогда, за одним важным исключением, о котором ниже.
Я не вижу ситуаций, когда система “нулевой лад + порожек” лучше простого верхнего порожка. Должно быть, потому нулевой лад и вымер, оставшись только на псевдовинтажных инструментах.
Вопреки распространенному мнению, верхний порожек при нулевом ладу требует столько же возни, что и самостоятельный верхний порожек. А нулевой лад, в свою очередь, в идеальном случае должен быть чуть выше остальных ладов и поэтому тоже требует отдельного внимания. Таким образом, никакого выигрыша по трудозатратам эта система не дает. При условии, конечно, что вы все делаете на совесть. А никаких преимуществ не видно.
Единственный сценарий, в котором нулевой лад полезнее, чем отсутствие такового, — гитара с топ-локом и нестандартным радиусом накладки. Регулировать топ-лок по высоте еще можно, а вот по радиусу очень тяжело. Нулевой лад решает обе эти проблемы, и позволил бы, например, подружить стандартный топ-лок радиусом 10" и накладку с радиусом 20".
Удивительно, но я не знаю ни одной серийной гитары с топ-локом и нулевым ладом одновременно.
Часто задаваемые вопросы
— Я ставлю лады на гриф с нулевым ладом. Какого размера должен быть нулевой лад относительно остальных?
— Поставьте либо следующий по высоте размер (например, вместо 2,4×1,2 поставьте 2,8×1,4). Либо такой же — но тогда придется чуть-чуть пошлифовать остальные лады после установки, даже если они идеально сели и не требуют выравнивания. Нулевой лад должен получиться чуть выше.
— А дальше с ним что делать?
— После того, как все лады, кроме нулевого, вышлифованы вровень друг с другом, надо взять лекальную линеечку и погонять ее по нулевому и второму ладу, следя за зазором над первым. При необходимости доведите нулевой лад напильником до нужной высоты. Зазор выставляется примерно такой же, какой вы бы выставили на обычном верхнем порожке. Далее лады закатываются и полируются стандартным образом.
— Есть ли смысл ставить нулевой лад из особо прочного сплава?
— На этот вопрос нет простого ответа.
Нулевой лад, действительно, склонен протираться сильнее, чем прочие лады, особенно на гитаре с тремоло. Напрашивается мысль поставить что-то посерьезнее нейзильбера. Бронза не всегда подходит из-за цвета. Остается нержавейка, — но это плохой вариант, потому что в нерже струна со временем продавливает ложбинку и противно цыкает на ней при бендах на первых ладах (на более мягких сплавах струна разглаживает края этой ложбинки, поэтому там такого эффекта нет). Поэтому самой прочной ладовой проволоки, - нержавейки, - на нулевом ладу следует избегать. Я бы ставил бронзу или высокопрочный нейзильбер (25% никеля).
— О, у меня как раз струна цыкает на нулевом ладу при бендах, что делать?
— Единственный рабочий вариант, если без замены этого лада на более мягкий - сделать канавку под струну. Как в верхнем порожке, только гораздо меньше. Подробно описывал в телеграме.
— Почему нулевой лад изнашивается, а металлический порожек вы описываете как “вечный”? Сплавы ведь похожи.
— Потому что на порожке струна опирается на несколько миллиметров его ширины. А на нулевом ладу она опирается на точку. Удельное давление выше, износ больше. В идеальном случае это не совсем так (см. картинку), но идеала от серийной гитары не дождешься.
— Хочу дооснастить гитару нулевым ладом, потому что звук-звук-звук.
— Прочтите текст о том, как звучит металлический порожек. Если желание не пропало, давайте поставим вам латунный или нейзильберовый порожек, а не нулевой лад. Это проще, дешевле, лучше работает и меньше портит гитару.
— А вот на стюмаке продается “ZerO Glide” - верхний порожек, объединенный с нулевым ладом. Что скажете?
— Скажу, что простой верхний порожек всегда будет лучше. Во-первых, удельное давление на кромку лада гораздо выше, чем на нормальный порог. Во-вторых, стюмак рекламирует “зероглайд” как простое решение с постоянной высотой струн над грифом:
making a traditional nut is tricky: it means cutting six string slots, each to a perfect depth. The ZerO Glide is so much easier: the built-in zero fret sets all the string heights at once, uniformly.
Однако на идеальном нулевом ладу, как и на идеальном верхнем порожке, тонкие струны стоят чуть пониже, а толстые - чуть повыше. Таким образом, при штатной установке зероглайда струны стоят не оптимально, а нештатная требует массу усилий: подпилить и закатать лад, вплотную к которому стоит порожек, довольно сложно. Уже по этим причинам zero glide не нужен. Не говоря уж о том, насколько он мерзко выглядит.
— Нулевой лад на моей гитаре износился, под струнами ямки. Что делать?
— Если открытые струны не звенят, бенды на первых позициях тянутся как обычно, а гитара строит по ладам, можно не делать ничего. В противном случае придется его заменить, это недорого.
— Гитара с нулевым ладом плохо строит на первых позициях, в чем может быть причина?
— Что-то из следующего, в порядке убывания вероятности:
- нулевой лад слишком высокий;
- струна проходит над нулевым ладом;
- старая или бракованная струна;
- нулевой лад стоит не по мензуре;
- нулевой лад истрепался настолько, что точка перегиба струны существенно сместилась вперед или назад.
— Нужно ли смазывать нулевой лад?
— Не нужно, потому что пятно контакта очень маленькое и вряд ли там задержится хоть какая-то смазка. Кроме того, выступившая на “рабочую” часть струны смазка ощутимо ее глушит, а контролировать это на нулевом ладу сложно. Если очень хочется, пройдитесь по нему мягким карандашом, прежде чем ставить струны. А вот верхний порожек за нулевым ладом лучше смазать.
Главная рекомендация гитаристам и мастерам по поводу нулевого лада
Не мешайте ему вымирать.
Небесполезное обсуждение этого поста состоялось на вконтакте.
МТ3 мая 2017