Прошлые мастерские

Я дорожу памятью о бывших мастерских, и мне важно ее сохранить. Поэтому тут будут фотки всех мест, где нам доводилось работать, не считая тех, где мы работаем сейчас.

Благодарю всех, кто принимал участие в их жизни — по любую сторону верстака.

Khuros на Ладо Асатиани (2022—2023) 

Первая мастерская в Тбилиси. Открывали ее совсем другие люди, но в результате немыслимо дурацкой истории я оказался во главе этой мастерской вскоре после того, как меня туда пустили поработать в уголок. Это не входило в мои планы, и первое время я был совершенно растерян - что, опять строиться, что ли? :-)

Строиться не стали. Вместо этого доработали до конца договора аренды и переехали на Марджанишвили, заодно сменив название, чтобы не ассоциироваться со старыми хозяевами.

Филиал в Гитарбанке (2021—2022) 

Нам достался весь второй этаж Гитарбанка на Тульской, но мы так и не успели занять его целиком. Поэтому на фотках много хлама вокруг верстаков.

Очень красивая была мастерская - окна, потолки, вид с балкона на огромный зал, увешанный винтажными гитарами… Наше рабочее место тоже вышло исключительно удобное и симпатичное. Пожалуй, по этой мастерской я больше всего тоскую сейчас.

Планов было много: дооснастить второй верстак, завести отдельную ленточку, маленький ЧПУ-фрезер, и т.д. Площадь и трафик в принципе позволяли сделать в ГБ полноценную мастерскую, а не филиал. Но весной 21-го нам пришлось срочно передвигать большую мастерскую в новое помещение, и все деньги ушли туда. Зато филиал очень помог, пока мы переезжали - все, кроме самых сложных задач, мы делали там.

Гитарбанком занимались два энтузиаста. Один пропал незадолго до войны, а второй - сразу после ее начала, поэтому Гитарбанк как магазин перестал существовать еще весной. Мы в мастерской протрепыхались до августа.

Филиал в Педалзу (2019—2020) 

Наш первый филиал для быстрых работ - пит-стопов, как мы их называем. Заняли уголок в магазине, разложились там, все подключили, и стали фигачить с большим успехом. Очень удобно было туда ходить - от Самокатной до “Артплея” минут 15 пешком. И место козырное.

В Педалзу потрясающе организованные люди, работать с ними было в кайф. И ассортимент очень приятный: датчики, струны, стреплоки и т.д. - все, что нужно по соседству с мастерской.

Сидеть бы нам там и дальше, но тут начался ковид, и начальство попросило всех работать в масках и перчатках. Против масок мы ничего не имели, но в перчатках ощущения не те… Да и клиентская база из-за локдауна скукожилась, так что мы просто поставили филиал на паузу.

Ближе к концу карантина магазин переехал в другой корпус Артплея, и там для нас места уже не нашлось.

Самокатная-2 (2018—2021) 

Роскошное помещение примерно 9 на 9 метров построили в новом крыле дома как будто специально под нас. Мы его перехватили, когда оставалось только вставить окна. Окна вставили, пол залили, стены покрасили, проводку кинули, - получился красивейший лофт. Особенно хорош был потолок: рифленый оцинкованный лист (“профнастил”) поверх двутавровых балок, очень индустриально. Сверху он был залит бетоном, хотя зимой все равно было холодно из-за огромного объема, тонких кирпичных стен и кучи щелей. Но мы въехали летом, и первые несколько месяцев мы были совершенно счастливы :-) Да и потом повесили дополнительные обогреватели, заткнули пеной особо зияющие дыры и более-менее закрыли вопрос.

Фундаментальным проебом стало напольное покрытие. Оказывается, покрывать гипсовый наливной пол краской по бетону - плохая идея. Адгезия у этой краски была нулевая, и от пола постоянно отваливались бордовые чешуйки. Через год наш пол стал похож на карту архипелага и начал страшно пылить.

И все же это была шикарная мастерская. Правда, идея поставить все станки посередине общего цеха себя не оправдала: жить можно, но все-таки шум ужасно достает. Логичнее держать их в отдельном помещении. Другой вопрос, что отдельного помещения не было, а городить стену не хотелось.

Эту мастерскую мы с Гошей строили под себя, и именно в ней сформировались наши стандарты по электромонтажу, освещению, плотницким работам, мебели и всем прочим делам. То, что сейчас мы знаем, как сделать мастерскую посреди голых стен - отражение как раз тогдашнего опыта.

Наша команда увеличилась с трех человек до восьми. Я освоил ЧПУ-фрезер и накупил еще кучу станков, а также индивидуальные инструменты на все пять рабочих мест. Мастерская стала больше меня, и я учился ей управлять.

Весной 2021-го приехал экскаватор и все разнес. Как выяснилось, пристройка была не вполне легальной. Все произошло так внезапно, что мы еле успели эвакуироваться. Переехали на первый этаж того же дома, в более стабильную его часть.

Самокатная-1 (2014—2018) 

Саша Волков предложил снять у него комнатку при музыкальном магазине - 25 метров, высокие потолки. Да еще и в Лефортово! Это мой любимый район. Я с радостью согласился.

Огромный старый дом на набережной Яузы покорил меня с первого взгляда. Правда, моя комната оказалась без окон и даже без вентиляции поначалу. Стены были обшиты ковролином. Под ним была фанера, а под фанерой - минвата и почему-то картонки от яиц. Позже выяснилось, что в этом помещении располагалась репбаза “коррозии металла” - чем, вероятно, и объясняется изобилие трэша и угара, свойственное этому дому, например.

В этой мастерской случилось много чего. Пришел электрик и сделал новую проводку настолько паршиво, что я рассвирепел и выучился электромонтажу сам. Потом пришел Георгий Попеленский и объяснил мне, почему работать в команде лучше, чем в одиночку. Я сделал свой первый бас. Мы купили огромную ленточную пилу. Даже купили ЧПУ-фрезер, но оказалось, что его некуда ставить. Пришлось снова переезжать.

10 струн на Дмитровском (2011—2014) 

Сейчас “Десять струн” — это мастерская Павла Деснева, но задумывалась она как артель. Павел предложил снять на двоих пару комнат в офисном центре на Дмитровском шоссе. Мне доставалось 15 метров, плюс доступ к хорошо оснащенной мастерской Деснева. После крохотных мастерских в Муздетали это был большой апгрейд.

За два с половиной года я, при большом участии Павла, очень вырос как специалист. Именно тогда я начал писать отчеты о ремонтах в “живом журнале”. Помимо Деснева, моим воспитанием незаметно для себя занимались Кристофер Шварц и Фрэнк Форд.

Единственной проблемой был сам офисный центр. Грязная вонючая промзона у самого МКАДа, паршивая транспортная доступность, долбанувшиеся от безделья охранники на проходной… Жуткое место. Я туда потом заезжал много раз и все удивлялся, что находились силы там работать: реально Мордор. Павел до сих пор там трудится, но ему хотя бы ездить дотуда удобно.

Муздеталь на Таганке (2010—2011) 

Незадолго до закрытия Муздетали на Бауманке я переехал в крохотную каморку в другом отделении. Сидел бы там до сих пор, как Шишкин, - если бы каморка не была настолько мелкой и не располагалась по дороге в сортир. Шесть квадратов, плюс обязательный сквозной проход через помещение - это беда. Поэтому пробыл там около года и чухнул дальше.

В этой мастерской я с помощью Александра Шишкина научился менять лады, делать порожки, клеить грифы и красить склеенное, и много чего еще. Раньше все это я просто отдавал Десневу :-)

Муздеталь на Бауманке (2008—2010) 

На самом деле это мастерская Егора Сокура. Меня в нее приняли через месяц после открытия магазина, а Сокур ушел им рулить, — так что я хозяйничал там я, хотя чувствовал себя неуверенно. Рядом в отдельном кабинете промышлял Павел Деснев, оказавший на меня большое влияние.

Мастерская насчитывала квадратов пять, и располагалась прямо в торговом зале. Это накладывало ограничения на шумные и пыльные работы, зато позволяло быть ближе к людям. С тех пор я совершенно не нервничаю, работая при клиентах.

Пылить и шуметь мы ходили на склад, но фоток оттуда не сохранилось.

Коломенская (2005—2008) 

Датой основания нашей мастерской я считаю 18 июля 2006-го года; тогда я подал первое объявление на гитарном форуме. Но еще год-два перед этим я возился с инструментами, попавшими под руку. Прямо в своей комнате. Столько-то на столько-то метров, низкий потолок, советская мебель — все как у всех.

Стола было два: компьютерный и обеденный, который я стырил из гостиной. Инструменты почти отсутствовали. Комната была завалена кусками гитар и оборудования; сверху их покрывали институтские чертежи и конспекты.

Сейчас мне совершенно непонятно, как в такой обстановке можно было работать, а тем более - принимать клиентов. Но тогда сомнений на этот счет не возникало.